Учебно-тренировочные занятия в школе, средних профессиональных
учебных заведениях и ДЮСШ организуются и проводятся в соответствии с
государственными программами, которые предусматривают: а) укрепление здоровья и поддержание
высокой физической работоспособности; б) обеспечение разностороннего
физического развития; в) обогащение занимающихся новыми знаниями, умениями и
навыками; г) подготовку спортсменов и судей по гимнастике.
Успех в работе в значительной мере определяется
постановкой . четко организованного и хорошо спланированного учебно-тренировочного
процесса. Его эффективность зависит от систематического учета результатов
работы. На основании данных учета вносятся необходимые изменения в
планирование работы, совершенствуется содержание занятий, методика обучения,
повышается педагогическое мастерство тренеров. При планировании учитываются
контингент занимающихся, задачи, стоящие перед коллективом, условия работы и
количество часов, отводимых для занятий с группой.
Структура тренировочного процесса
В структуре тренировочного процесса различают три
периода: подготовительный, основной и
переходный. Их продолжительность в годичном цикле тренировочной работы
зависит от уровня спортивной квалификации занимающихся и от календаря соревнований.
Подготовительный период
соответствует фазе приобретения спортивной формы. Он делится на два этапа.
Первый направлен на повышение общей и специальной физической подготовленности,
развитие двигательных и психических способностей, необходимых для овладения
учебной программой, воспитание сознательного и активного отношения юных
гимнастов к занятиям, чувства коллективизма, товарищества, спортивного долга и
других личностных свойств.
Для этого применяются общеразвивающие упражнения из гимнастики
и других видов спорта, повторяются ранее изученные элементы, связки, комбинации
с целью восстановления утраченных двигательных навыков.
Второй этап предусматривает изучение техники исполнения
новых, более сложных элементов и усовершенствование ранее изученных связок и
комбинаций. Объем упражнений для общей физической подготовки уменьшается,
основное внимание уделяется специальной физической подготовке. На этом этапе
проводятся соревнования по общей и специальной физической подготовке.
Основной период соответствует стабилизации спортивной
формы. Он также делится на два этапа.
Первый этап — предсоревновательный. Он предусматривает
совершенствование техники выполнения основных элементов комбинаций, гимнасты добиваются выполнения упражнений с максимальной
амплитудой.
Второй этап — соревновательный. Основной его задачей является
подведение гимнастов к такому функциональному состоянию организма и психологической
готовности, чтобы они смогли показать
лучший спортивный результат. Для этого организуют прикидки, матчевые
встречи, с тем чтобы гимнасты привыкали к ситуации соревнований. Завершением
этапа является участие в соревнованиях, на которых проверяется правильность
планирования учебно-тренировочного и воспитательного процесса.
Переходный период
соответствует фазе временного снижения спортивной формы. Его основной задачей
является активный отдых. Переходный период, как правило, совпадает с летними
каникулами у учащихся и отпусками у учителей, тренеров. Поэтому для учеников
планируются индивидуальные задания для самостоятельной
работы. Содержание таких индивидуальных заданий предусматривает
развитие необходимых способностей для овладения более сложными упражнениями в
следующем учебном году.
Основными документами планирования являются государственная
программа, учебный план, развернутый учебный план, тематизированная рабочая
программа и конспект урока.
Учебный план и программа являются государственными документами,
утвержденными вышестоящими организациями (Федерация гимнастики, Комитет
физической культуры РФ), и обязательны для всех ДЮСШ. Остальные документы
планирования разрабатываются учителями-тренерами исходя из состояния спортивно-материальной
базы и подготовленности занимающихся.
В программе содержится конкретный материал,
ставятся образовательно-воспитательные задачи для каждой возрастной группы
занимающихся. В объяснительной записке к программе излагаются общие требования,
разрядные нормы и возрастные границы занимающихся по разрядам.
В учебном плане перечисляются изучаемые
дисциплины, указывается количество часов, отводимых для их изучения. В нем предусмотрены
теоретические и практические занятия, подготовка судей по гимнастике.
Тематизированная
рабочая программа составляется
на основе государственной и классификационной программ с учетом уровня
подготовленности занимающихся. Она представляет собой перечень гимнастических
упражнений, сгруппированных по темам, для последовательного изучения с учетом
преемственности и систематичности. Упражнения в темах и темы в рабочей
программе располагаются таким образом, чтобы в овладении ими с наибольшей
полнотой можно было реализовать принципы постепенности и последовательности, заблаговременно
и постепенно развить способности, необходимые для овладения наиболее сложными
упражнениями, сохранить время на техническую подготовку гимнастов и
сэкономить их силы.
После того как изучаемый материал сгруппирован (на основании
личного опыта) по темам, определяется количество повторений для каждой темы.
Тема может изучаться на одном, двух, трех и более уроках, причем если какой-то
элемент для освоения требует большего числа повторений, он повторяется при
изучении следующих тем. Каждой теме присваивается порядковый номер. Количество
повторений темы фиксируется следующим образом. Например, если тема 3 изучается
3 раза, то в конспекте это записывается так: тема 3 1/з> т-е-
3-я тема рассчитана для изучения на трех уроках (в знаменателе — 3), а в данном
уроке встречается впервые (в числителе — 1).
Технология составления тематизированной рабочей программы
такова: сначала определяют элементы, которые предстоит изучить, они
группируются по темам; затем определяется количество повторений в каждой теме.
Например, для изучения акробатических упражнений, включенных в вольные
упражнения, можно предложить следующее планирование:
Тема (Т) 1/2 — Перекаты из различных и. п. в различные конечные
положения, кувырок вперед.
Т 2/2 — Перекат назад в стойку на лопатках. Кувырок
назад.
Т 3/3 — Стойка на голове и руках. Равновесие на одной
ноге.
Т 4/2 — Сед с прямыми ногами. Прыжок с поворотом кругом.
Т 5/2 — Падение в упор лежа, перемах двумя в упор лежа
сзади.
Т 6/3 — Стойка на руках. Перекидной прыжок.
Т 7/3 — Переворот в сторону.
Таким образом, все элементы, включенные в вольные упражнения
для юношей, сгруппированы в семь тем и будут изучаться
на 17-ти уроках (этой цифре равна сумма знаменателей).
Такая тематическая рабочая программа составляется для всех видов гимнастического
многоборья.
Развернутый
учебный план удобнее составлять
на определенный период учебной работы: в школе, ПТУ — на учебную
четверть, в ДЮСШ — на этап тренировочного цикла. Он позволяет тренеру наглядно
убедиться в методической правильности распределения учебного материала в
запланированном отрезке времени. При составлении развернутого учебного плана
учитывается чередование видов упражнений, темп формирования умений и навыков.
Приведем примерный развернутый учебный план для юношей младших классов .
Конспект урока составляется на основании
развернутого учебного плана и тематизированной рабочей программы. В нем подробно
раскрываются задачи и содержание занятия.
Технология составления документов планирования предполагает
умение педагога-тренера анализировать всю систему знаний и умений, которую
должен получить гимнаст в процессе учебно-тренировочных занятий.
Учет результатов учебно-тренировочной работы
В практике работы по гимнастике применяются три вида учета:
предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный учет предусматривает получение
необходимых данных, которые помогут сформировать представление о контингенте
занимающихся. К ним относятся: возраст, результаты медицинского осмотра,
результаты проверочных испытаний, определяющих уровень развития ведущих для
гимнастики двигательных способностей (силы, гибкости, координации движений и
прыгучести), показатели антропометрических измерений. Все данные фиксируются в
журнале или личной карточке спортсмена. По результатам предварительного учета
формируются учебные группы. С помощью данных предварительного учета и
последующих испытаний можно проследить динамику спортивно-технического роста
занимающихся.
Текущий учет предназначен для контроля за ходом
учебно-воспитательного процесса, состоянием здоровья, ростом
спортивно-технической и физической подготовленности, развитием способностей
гимнаста и его воспитанностью. Данные текущего учета позволяют своевременно
вносить нужные коррективы в планирование и методику проведения занятий,
применять дифференцированный, индивидуальный и личностный подход в учебно-тренировочном
процессе.
Итоговый учет проводится при завершении определенного этапа тренировочной
работы. Он дает возможность объективно судить о результатах, достигнутых в
совместной работе тренера и ученика, оценить правильность планирования,
наметить перспективу дальнейшей работы. |