Если какие-либо спортивные состязания можно называть
романтическими, то это, конечно,
парусные гонки. Необыкновенно красиво смотрятся на синей воде
белые паруса. И даже названия классов яхт звучат, особенно для непосвященного,
очень завораживающе, волнующе: «Летучий голландец», «Торнадо», «Дракон»,
«Солинг»...
Правда, для самих яхтсменов гонки — это, прежде всего,
тяжелый труд, требующий силы, ловкости, выносливости. И тем не менее ощущения,
испытываемые на воде под парусом, ни с чем не сравнимы. На яхте воочию можно
почувствовать, какая это великая сила — ветер, восторг от того, что эта сила
управляема, послушна сильной и умелой руке. И, конечно, насладиться скоростью,
от которой белого пеной вскипает под форштевнем вода.
У парусного спорта давняя история. Первый яхт-клуб
появился все в той же Англии еще в 1720 году. С течением времени определились
различные классы яхт и правила проведения соревнований. В наши дни спортсмены
яхтсмены разыгрывают чемпионаты мира и континентов, кроме того парусные гонки
включены в программу Олимпийских игр.
Так что же стоит за столь романтичными названиями классов
яхт? Прежде всего, надо запомнить, что яхты (в парусном спорте официально их
принято называть судами международного класса) «Финн», «Летучи голландец» и «470» —
это швертботы. Так называют парусные одномачтовые суда с малой осадкой,
оборудованные выдвижным килем — швертом. Для его установки в днище яхты есть
специальный «колодец» с прорезью. Шверт обеспечивает парусному судну хорошую
маневренность.
Яхты класса «Финн» — это маленькие одноместные швертботы.
Длина их 4,5 метра, а ширина 1,51 метра.
Яхты класса «470» побольше. Собственно, цифра и
обозначает длину судна — 4,7 метра. Ширина яхты — 1,68 мэтра. Управляет ею
экипаж из двух человек.
На яхтах класса «Летучий голландец» тоже два человека
экипажа. Но этот швертбот больших размеров: длина 6,05 метра, а ширина 1,7
метра.
В отличие от швертботов килевые яхты представляют собой
суда с днищем, переходящим в постоянные балластный киль. Нетрудно догадаться,
что эти яхты и тяжелее, и больше размерами. У яхт класса «Звездный» осадка
составляет почти метр. В их экипаже тоже два яхтсмена.
Но яхты класса «Солинг» еще больше. Длина у них свыше
восьми метров, а ширина почти два. Осадка — 1,3 метра. Двум членам экипажа с
такой яхтой,
уже не справиться, поэтому на ее борту три яхтсмена. Три человека
составляют экипаж и килевой яхты класса «Дракон».
А вот яхты класса «Торнадо» — это катамараны. Судно
состоит из двух корпусов, и поэтому отличается устойчивостью и хорошими
мореходными качествами. Глина каждого корпуса 6,1 метра, управляет такой яхтой
экипаж из двух спортсменов.
На парусных регатах гонки проводятся по каждому классу
яхт. Протяженность кругового маршрута — 20-30 км, на дистанции устанавливаются
знаки, указывающие направление движения. Причем победитель определяется не
сразу, а по результатам, показанным в нескольких гонках, обычно семи.
Так что во время регаты физические нагрузки яхтсменов,
управляющих парусами и снастями, очень велики. К тому же, бывает, что многие
часы уходят на ожидание ветра или, наоборот, на окончание ненастья, мешающего
выйти на дистанцию. Значит, к физическим нагрузкам добавляется и немалое
нервное напряжение.
Но как бы то ни было, парусный спорт — это, конечно, не
только сила, воля, умение, но и романтика. Особенно это ощущается в гонках на
большие расстояния, которые проводятся для крейсерских яхт.
Эти суда отличаются крупным тоннажем, мощным парусным
вооружением, и команды их довольно большие, с тем, чтобы во время плавания
могли сменяться вахты. Очень престижные гонки ежегодно проводятся через
Атлантический океан из Америки в Европу и из Америки на Гавайские острова. Тут
уж яхтсменам всего хватает: и физических нагрузок, и неожиданных приключений, и
непередаваемого восторга, который испытывает человек, летящий под парусами по
волнам океана. |