Даже трудно представить, какими разнообразными были
машины, заявленные для участия в пробеге Париж—Руан—Париж, организованном
французской газетой «Ле пти журналь». Судите сами: среди них были 38 -
бензиновых, 29 паровых, 5 электрических, 5 действующих на сжатом воздухе и 25
машин других систем. Настоящий парад изобретательской мысли конца прошлого
века, хотя многие из идей выглядели, по теперешним меркам, просто нелепо.
Однако на старт по разным причинам вышли лишь 27 машин. К
тому же состязание никак нельзя было считать гонками в прямом смысле этого
слова: дело в том, что организаторы установили среднюю скорость движения в...
16 км/ч, которую потом снизили до 12,5 км/ч. Можно было, правда, ехать
быстрее, но в зачет это не принималось. Зато оценивались такие достоинства машины, как надежность,
простота, экономичность.
В следующем 1895 году состоялся большой автомобильный
пробег по маршруту Париж—Бордо—Париж. Вот теперь это были настоящие гонки!
Победителем становился тот, кто пройдет дистанцию за меньшее время. Дистанция
была вполне приличной — почти 1200 км. И смельчак по имени Эмиль Левассор
промчался по ней на автомобиле собственной конструкции за 48 часов.
Выйдя из машины после гонок, он сказал: «Это было
безумие! Я мчался со скоростью до тридцати километров в час!» Любопытно, что
на банкете в честь победителя кто-то из его друзей предложил тост за достижение
в обозримом будущем фантастической скорости в 80 км/ч, а Левассор... пожалел
тех, кто возьмется за осуществление этой нелепой идеи.
Как же он ошибался! Уже через три года был установлен
первый абсолютный рекорд скорости на суше — 63,149 км/ч. Случилось это на одной
из аллей парка городка Ашер под Парижем. Правда, рекордная скорость была
достигнута не на автомобиле, а на... электромобиле.
Впрочем, именно потому, что машина с бензиновым
двигателем уже показала свое огромное превосходство, паровикам и электромобилям,
которые в конце прошлого века упорно продолжали совершенствовать, пришлось
доказывать свое право на существование. Вот и участвовали в гонках на скорость,
состоявшихся ранним утром 18 декабря 1898 года на безлюдной аллее ашерского
парка, три паромобиля и один электромобиль. Дистанция составляла один
километр.
Но эти гонки интересны вовсе не тем, что на них победил
электромобиль. Гораздо важнее другое: человек наконец понял, что для борьбы за
рекорд скорости соревнования машин надо проводить не на плохих дорогах,
соединяющих города, а на специальных трассах. И не на дистанции в тысячи
километров, а на достаточно короткой, точно отмеренной дистанции. Такой-то и
послужила ровная аллея парка в Ашере.
Меньше чем через полгода, 29 апреля 1899 года, в том же
ашерском парке впервые человек превысил стокилометровый барьер скорости. Этим
человеком оказался бельгийский изобретатель Камиль Женатци. Он построил
электромобиль «Всегда недовольный» и для уменьшения сопротивления воздуха
первым из конструкторов догадался придать ему обтекаемую форму.
«Всегда недовольный», управляемый своим создателем,
развил скорость в 105,876 км/ч. Но этим и исчерпались ресурсы электрических
экипажей. Вскоре электромобили безнадежно отстали в соревновании на скорость и
надолго были забыты. Интерес к ним возродился уже сравнительно недавно, когда
человек всерьез озаботился экологией.
Впрочем, и сегодня электромобиль продолжает проигрывать
соревнование машине с бензиновым двигателем. Главные недостатки электрического
привода — быстро «садящиеся» аккумуляторы, постоянная необходимость их
подзарядки и... невысокая скорость машины.
Но, между прочим, побил «электрический» рекорд скорости
Камиля Женатци опять-таки вовсе не автомобиль, хотя многие гонщики-
автомобилисты настойчиво пытались это сделать, а... экипаж с паровым
двигателем.
Неутомимым конструктором таких машин был парижский
механик Леон Серполле, свято веривший в превосходство пара над бензином. Среди
всего прочего этот человек прославился тем, что после очень долгой волокиты
получил от полиции письменное постоянное разрешение на поездки в одной из своих
паровых машин по парижским улицам.
По сути дела, эта бумажка была не чем иным, как...
первыми в мире водительскими правами.
13 апреля 1902 года на знаменитой Английской набережной
в Ницце всеобщее внимание было привлечено удивительной машиной с длинным
узким корпусом и заостренным носом. Как и у многих экипажей того времени, у
паровика Серполле было имя — «Кит». Для скоростного заезда отмерили ровно
милю.
Перед тем как взять разбег, гонщик дал сигнал: его машина
загудела не хуже парохода. А уже через несколько десятков секунд Серполле
принимал поздравления: «Кит» развил скорость в 120,794 км/ч. «Электрический» рекорд наконец
пал,
продержавшись около трех лет.
Леон Серполле торжествовал: паровой двигатель доказал
свое превосходство и над бензиновым двигателем, и над электрическим.
Но и «паровой» рекорд продержался недолго: уже через
четыре месяца американец- миллионер Уильям Вандербильт-младший на гоночном
автомобиле «Морс», прежде безуспешно пытавшийся побить рекорд «электрического
бельгийца», достиг скорости 122,436 км/ч.
С этого момента новыми рекордсменами раз за разом
становились машины с бензиновыми двигателями, а паровику еще только
однажды суждено было поразить мир. Но ведь история любого
вида спорта помнит все свои рекорды. Так что по праву электромобиль «Всегда
недовольный», построенный Камилем Женатци, ныне занимает почетное место в
знаменитом автомобильном музее французского города Компьена. А именем Леона
Серполле названа одна из парижских улиц.
Есть в Париже и памятник Эмилю Левассору. Он изображен в
своем автомобиле, который первым промчался по маршруту Париж—Бордо—Париж, а
на пьедестале высечены знаменитые слова: «Это было безумие! Я мчался со
скоростью до тридцати километров в час»... |