Четкость
представления об изучаемом упражнении, его образ служит основой сознательного
овладения упражнением. Формирование образа упражнения происходит в
соответствии с теорией отражения: чувственная форма его познания дополняется
рациональной (осознанной) и результаты обеих форм познания проверяются в
практике.
Представление об
упражнении формируется на основе информации, поступающей в центральную нервную
систему от сенсорных систем. В результате начинают функционировать психические
процессы: ощущения, восприятия, представления (чувственная форма познания)
вплоть до активной мыслительной деятельности и включения в процесс познания
личностных свойств гимнаста. Формируется его отношение к изучаемому
упражнению. И после того как вся информация об упражнении будет переработана и
создан живой образ упражнения, гимнаст получает основания для его осознанного
выполнения. Успех зависит от четкости сформированного представления и
способностей гимнаста выполнить упражнение в соответствии с его образом.
Для создания у
учеников предварительного представления об упражнении используются следующие
методические приемы: название упражнения, показ, объяснение его назначения и
техники исполнения, опробование, если это доступно для занимающихся.
Название
упражнения в создании представления о нем играет важную роль. Между тем
название часто используется формально или вообще игнорируется, часто упражнение
начинают с его показа.
Сущность приема
заключается в том, что назвать упражнение надо терминологически правильно,
достаточно громко, с отчетливой дикцией, при хорошо организованном внимании
занимающихся. В некоторых случаях название может носить оттенок загадочности,
особой значимости, должно вызывать положительное отношение.
Название должно обладать не только эмоциональным, смысловым, но и внушающим
воздействием на занимающихся. В этом случае оно становится эффективным пусковым
фактором для ЦНС, способствует созданию условий для замыкания временных
условных связей, необходимых для осуществления движений и для эффективной
работы органов и систем, которым предстоит обеспечивать выполнение упражнения
нужной информацией и энергией.
Известно, что
эффективность работы любой системы — технической, биологической, социальной —
зависит от качества и полноты введенной в нее информации, а также возможности этой
системы ее переработать. Всякая утечка информации, ее неточность или
избыточность могут привести к сбою в работе, к ошибкам. Это справедливо и по
отношению к формированию представления об упражнении у гимнастов. Потеря
информации на этой стадии может быть как по вине педагога, так и по вине
занимающихся.
По вине педагога
часть информации об упражнении может пропасть в результате: а) недостаточно
четкого названия упражнения и терминологической неточности, его слабой
смысловой, а следовательно, убеждающей и внушающей силы; б) недостаточной
организации внимания занимающихся в момент названия упражнения; в) нечеткости
организации учебного занятия; г) слабого авторитета педагога.
По вине обучаемых
часть информации может быть невоспри-нята в силу: а) недостаточного
двигательного опыта, незнания двигательных действий, подобных изучаемым; б)
невнимательности, несерьезного отношения к изучаемому упражнению и к занятию в
целом; в) неуважительного отношения к педагогу.
Показ упражнения —
основное правило реализации дидактического принципа наглядности. Его
эффективность в создании представления об упражнении определяется следующими
условиями:
Техническое
совершенство. Неточность показа приводит к искажению и утрате части информации
об упражнении. Она или не доходит до обучаемых, или упражнение воспринимается в
искаженном виде, с ошибками в технике движений. Это затрудняет образование
четкого представления об упражнении.
Индивидуальные
особенности восприятия, связанные с типом нервной деятельности обучаемых. Показ
воспринимают точнее лица, относящиеся к художественному типу нервной деятельности.
Во время показа у них активизируются главным образом Функции правого полушария
головного мозга. Менее отчетливо воспринимают показ упражнения лица,
относящиеся к мыслительному типу, в силу преобладания у них функций левого
полушария. В результате часть информации ими может быть недовоспринята.
Запас
двигательного опыта обучаемых лиц. От него зависит уровень развития специальных
ощущений и восприятий, необходимых для формирования отчетливого образа
упражнения, «слепка», «копии» его в ЦНС. У лиц с бедным запасом двигательного
опыта, с неразвитой формой чувственного познания образ просмотренного
упражнения будет неотчетливым, расплывчатым, неполным. Следовательно, с него
труднее снять «копию», т.е. выполнить упражнение.
Способностью к
сосредоточению внимания. Внимание проявляется в виде настроя сознания на
активное восприятие упражнения. Невнимательное отношение к просмотру
упражнения приводит к недополучению части информации, к неточности ее переработки,
к нечеткости образа, с которого надо снять копию, и, в конечном итоге, к
ошибкам в исполнении упражнения.
Значение внимания
отмечал еще К.Д.Ушинский, говоря, что внимание — это та дверь, через которую
проникает все, чем богат человек.
Показ упражнения
может дополняться применением наглядных пособий. Они помогают детально
проанализировать ряд быстро протекающих, но очень важных моментов техники,
которые при показе трудно заметить. В качестве наглядных пособий могут
использоваться фигурка гимнаста, схематичное изображение упражнения, отдельных
его частей и фаз на бумаге, на классной доске и др. Показ упражнения может
сопровождаться словесными пояснениями, и чем эмоциональнее и образнее будут
пояснения педагога, тем полнее усваивается и прочнее запоминается информация,
сообщаемая об упражнении.
Однако
наглядностью надо пользоваться в меру, нельзя злоупотреблять ею в ущерб
активизации мыслительной деятельности, развития абстрактного мышления у гимнастов.
Здесь также потеря информации об упражнении может быть как по вине педагога,
так и по вине обучаемых.
К упущениям
педагога можно отнести: а) нечеткий показ, технические погрешности в
исполнении упражнения; б) отсутствие вспомогательных средств наглядности (схем,
рисунков, моделей гимнастов, кинокольцовок и др.); в) неумение направить сознание
обучаемых на главное в технике исполнения упражнения.
Со стороны
обучаемых могут быть следующие упущения: а) недостаточно серьезное отношение к
данному занятию или к изучаемому упражнению; б) невнимательный просмотр
упражнения, отсутствие желания осмыслить способ его выполнения, соотнести свои
способности с трудностями выполнения упражнения, созерцательность; в)
непонимание сути упражнения, основ техники его исполнения.
На этой стадии
формирования представления об упражнении основное воздействие оказывается на
первую сигнальную систему обучаемых. В то
же время при восприятии показа закладываются основы для понимания, осмысливания
способа выполнения упражнения.
Переход от
чувственной формы познания упражнения (через ощущения, восприятия и
представления) к рациональной, т.е. к разумной, осмысленной, осуществляется
путем объяснения назначения упражнения и техники его исполнения на основе законов
механики, анатомии, физиологии и психологии.
Объяснение
техники исполнения упражнения. Это наиболее ответственный и сложный
методический прием создания представления об упражнении. Приступая к
объяснению техники исполнения упражнения, указывают, к какой группе оно
относится (статическое, динамическое и т.д.), сообщают содержательные и операционные
знания о нем, после этого делается подробный анализ по отдельным частям и фазам
упражнения.
Объяснение должно
быть по возможности кратким, образным, ярким, основанным на знакомых
занимающимся ощущениях, восприятиях, представлениях; надо опираться на
известные обучаемым законы механики, анатомии, физиологии, психологии, а если
необходимо, то и сообщать им нужные знания на специальных занятиях или по ходу
обучения упражнениям. Педагог должен стремиться к тому, чтобы ученики хорошо
поняли его объяснение, и сам должен быть уверен, что они усвоили его действительно
правильно. Чем сложнее изучаемое упражнение для восприятия, тем в большей мере
показ сочетается с подробным и доходчивым объяснением.
При объяснении
техники движений обучаемым сообщается наиболее важная для успешного выполнения
упражнения информация. Особое внимание уделяется раскрытию закономерностей
движений и в соответствии с ними объясняются способы выполнения упражнения.
Однако обучаемые могут недополучить информацию как по вине педагога, так и по
своей собственной вине.
По вине педагога
часть информации может быть утеряна в силу следующих методических погрешностей:
а) недостаточно полное и доходчивое раскрытие закономерностей техники движений
и способов их выполнения, неправильная и искаженная информация; б) слабая
организация внимания, памяти и мыслительных процессов занимающихся во время
объяснения; в) отсутствие в распоряжении педагога вспомогательных средств для
образного, эмоционально окрашенного объяснения (схем, рисунков и др.).
По вине обучаемых
часть информации может быть недовос-Принята по следующим причинам: а)
отсутствие необходимого настроя, а следовательно, и слабой активизации
внимания, памяти, мыслительных процессов и воли; б) недопонимание закономерностей
движений, а значит, и способов выполнения упражнения.
Отмеченные выше
причины неполноты информации об изучаемом упражнении не только затрудняют
овладение им, но могут привести к срыву со снаряда, травме и, в конечном счете,
к утрате интереса к занятиям гимнастикой.
Опробование
упражнения. Этот методический прием применяется только после того, как ученики
получили достаточно четкое представление об упражнении и поняли технику его
исполнения. Важно, чтобы первые попытки были удачными. Это вселяет уверенность
в свои силы, в успех и вызывает интерес к занятию, к овладению изучаемым
упражнением. Поэтому опробуются только доступные обучаемым упражнения. В этом
случае занимающиеся получают возможность соотнести свои представления об упражнении
с его фактической сложностью и со своими способностями, необходимыми для
успешного овладения упражнением, выполняют его сознательно, творчески,
активно.
В процессе
восприятия упражнения, создания его образа происходит преобразование
информации, полученной от педагога, в двигательные действия. При этом
энергетические процессы, осуществляющие преобразование информации в образ
упражнения, имеют подчиненное значение; на первый план выступают условия
передачи информации от педагога к ученикам, ее качество, достаточное количество
и возможности переработки учениками. В компьютерах преобразование информации,
по-видимому, происходит точнее и быстрее, нежели в человеческом сознании, — по
принципу жесткой детерминации, обусловленности. У человека же на каждом этапе
формирования образа упражнения возможна утечка информации, в результате чего
образ воспринимаемого упражнения становится неточным, без отдельных деталей,
расплывчатым, неотчетливым. Четкость образа изучаемого упражнения теряется и с
течением времени. Однако у человека есть огромное преимущество перед машиной в
том, что он может уточнить, исправить представление об упражнении за счет
повторных восприятий, напряжения внимания, памяти, мыслительных процессов,
воли и других личностных свойств. Более того, обучаемый может вскрыть
внутренние и внешние механизмы, лежащие в основе формирования более
отчетливого образа упражнения, а следовательно, и движений, необходимых для
его успешного выполнения, создать индивидуальный стиль исполнения упражнения,
развить у себя способности, необходимые для успешного овладения им. Этого не
может сделать машина — ей не свойственно творчество, вдохновение.
В процессе
восприятия упражнения его образ уточняется, а техника исполнения шлифуется
путем многократного повторения. Педагог и ученики анализируют качество
выполнения упражнения, ошибки и их причины, изыскивают способы их устранения.
При опробовании
упражнения у обучаемых могут возникнуть следующие трудности: а) трудно
представить технику движений, соотнести требования, которые предъявляет
изучаемое упражнение, со своими способностями («все понимаю, но сделать не
могу»); б) трудно ориентироваться в пространстве и времени, соблюсти ритм
движений, скоординировать движения (упражнения на кольцах в каче, вращение в
безопорном положении и др.); в) трудно подавить защитную реакцию, проявить
нужную решительность и смелость, если упражнение содержит элементы опасности.
В преодолении
этих трудностей педагог может оказать своим ученикам помощь, прибегнув к
следующим методическим приемам: а) уточнить представление об упражнении путем
дополнительного показа и объяснения техники движений в наиболее сложных
частях и фазах упражнения; б) заставить учеников «проговорить»
последовательность и технику движений, посмотреть на исполнение упражнения
лучшими гимнастами группы, рассказать им о своих затруднениях и послушать их
объяснения о том, как надо действовать в отдельных фазах и частях упражнения;
в) для лучшей ориентировки в пространстве можно применить зрительные ориентиры
и звуковые сигналы, помощь, фиксацию тела и отдельных его звеньев в наиболее
сложных положениях в пространстве, «проводку» по упражнению, использовать
тренажер и специальные приспособления; г) помочь подавить защитную реакцию
можно путем выполнения упражнения по частям, умелого подбора подводящих
упражнений, организацией надежной страховки и помощи, стимулированием воли
обучаемых, примером смелого выполнения упражнения другими, применением игрового
и соревновательного методов.
При опробовании
упражнения отчетливо проявляется способность обучаемых с его образа (слепка,
копии в ЦНС) сделать (снять), сотворить само упражнение. В проявлении этой
способности важную роль играют координация движений, мышечная сила, гибкость,
быстрота двигательных действий, внимание, точность представления об упражнении,
запоминание последовательности и закономерностей движений, волевой настрой,
общее отношение к занятию. В ходе овладения упражнением идеальное (образ), как
слепок с материального, при просмотре упражнения превращается в материальное
(овеществляется), т.е. в качество выполнения упражнения.
Анализируя
методику создания представления об изучаемом Упражнении, следует подчеркнуть,
что четкость представления зависит от грамотного и искусного использования
достоинств каждого из методических приемов. Здесь в логической последовательности
и в соответствии с теорией отражения в активную работу вовлекаются чувственная,
рациональная и практическая формы 0тРажения, а следовательно, первая и вторая
сигнальные системы;
активно
взаимодействуют две личности — учитель и ученик, оба они находятся в сложных
субъектно-объектных отношениях. Ведущую роль играет учитель. Он готовит
обучаемых к активному овладению упражнением: организует их внимание, память,
мыслительную деятельность и волю, настраивает на активное, творческое
отношение к учению. Без этой подготовительной работы трудно создать четкое
представление об изучаемом упражнении, а это, в свою очередь, затрудняет
обучение и на последующих этапах.
После каждого
методического приема педагог осведомляется об уровне складывающегося представления
об упражнении путем опроса одного-двух учеников. Этим самым он, с одной
стороны, активизирует их познавательную деятельность, а с другой — получает
ценную информацию о появляющемся у них представлении, об общих и
индивидуальных ошибках, неточностях.
Для активизации
познавательных действий обучаемых могут применяться дополнительные методические
приемы: оценка степени точности восприятия, словесного изложения и показа способов
выполнения всего упражнения с помощью вспомогательных средств, похвала,
использование элементов игрового, соревновательного и других методов.
При создании
представления об упражнении у детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста ведущим методическим приемом следует считать показ. Это объясняется
тем, что у них чувственная форма восприятия развита значительно лучше
рациональной, осмысленной. Они хорошо копируют движения взрослых и своих
сверстников. Объяснение, введенное сразу после показа, может разрушить еще
нечеткий и неустойчивый образ упражнения. Поэтому краткие пояснения о способе
выполнения упражнения даются во время его показа с помощью наглядных средств.
После того, как в сознании гимнастов сложится достаточно отчетливое
предварительное представление об изучаемом упражнении, переходят к его разучиванию. |