Физиология Первые
7 лет жизни ребёнка характеризуются интенсивным развитием всех его
органов и систем. Ребёнок рождается с определёнными унаследованными
биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями
основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но
эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего его физического и
психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни
является окружающая среда и воспитание ребёнка. За
дошкольный период происходит выраженная перестройка деятельности
сердечно-сосудистой и дыхательной систем на более экономный и
эффективный уровень функционирования, в связи с чем возрастают
возможности детей при выполнении ими мышечной деятельности. Артериальное
давление с возрастом увеличивается: на первом году жизни оно составляет
80–85/55–60 мм рт. ст., в возрасте 3–7 лет колеблется в пределах
80–110/50–70 мм рт. ст. Частота дыхания с возрастом уменьшается: к концу
первого года жизни она равна 30–35 циклов в мин., к концу третьего года
− 25–30, а в 4–7 лет – 26–22. С возрастом глубина дыхания и лёгочная
вентиляция возрастают в 2–2,5 раза, удельное потребление кислорода на
килограмм массы тела увеличивается почти в два раза. Позвоночник детей отличается повышенной подвижностью, физиологические изгибы его неустойчивы. Мышечная
система у ребёнка до 7 лет по сравнению с взрослым развита недостаточно
и составляет около 25 % от массы его тела, тогда как у взрослого она
равна в среднем 40–43 %. По мере развития двигательной активности у
ребёнка увеличивается масса и сократительная способность мышечной ткани.
Сила мышц увеличивается в основном за счёт постепенно возрастающей
физической нагрузки при занятиях физическими упражнениями. Способность к
выполнению непрерывной физической работы возрастает с 10 до 25–30 мин. Благодаря
пластичности нервной системы двигательные навыки у детей формируются
сравнительно легко. Особенно важно у детей дошкольного возраста
формировать навык правильной осанки в положении сидя, стоя и при ходьбе. Формирующие
силы организма развиваются больше по внутренним законам –
физиологическим и генетическим. У нас в основном эту возрастную группу
представляют дети, которые росли дома, и им только предстоит войти в
социальный коллектив. Через них ярко проявляются взаимоотношения в семье
и между родителями. Наша задача –
научить ребёнка гармонично общаться со взрослыми и сверстниками. В этом
случае чем больше общения, тем лучше. Научить его проявлять к окружающим
внимание и заботу. Проще всего учить детей этому, общаясь с ними нужным
образом. Особенности проведения занятий Программа
занятий для детей до 7 лет строится в основном на игровых моментах,
ярких образных представлениях, сказках, танцах, рисунках и т. п. Дети
этого возраста открыты на окружающий мир и достаточно легко идут на
эмоциональный контакт. Через общение, игры и другие занятия у них
формируется понимание гармонии, красоты, возрастает коммуникабельность и
способность к чёткому словесному самовыражению. Через
игры мы моделируем различные жизненные ситуации, когда ребёнок,
воспроизводя социальные и семейные ситуации, может исполнять роли
взрослого и изображать различные профессии (учителя, доктора, пожарника,
мамы, дочки и т. п.). Игры такого рода способствуют формированию
основных принципов взаимодействия с окружающими людьми. Взрослый
инструктор в подобной игре может показать ребёнку через определённый
персонаж основные модели поведения и к чему они приводят, прояснять
различные вопросы, на которые ребёнок отвечает, используя свой
собственный опыт. Физическая подготовка До 6 лет. Основной
упор в этих занятиях делается на общее оздоровление организма и
реализацию физической активности. Дети до 6 лет учатся управлять
собственным телом и осознавать себя в пространстве. Упражнения, которые
они выполняют, – это базовые элементы и движения, из них потом
собираются разные техники. Мы даём их в игровой форме. Только в конце
первого или в начале второго года обучения переходим непосредственно к
изучению техники комплексов движений. Продолжительность занятий для дошкольников – не более 40–45 минут. 6 — 7 лет. Начальная
подготовка. В этом возрасте мы объясняем ребёнку основные азы той или
иной техники. Одновременно с этим доступным языком объясняем этическую и
культурную основу того, что он изучает. Продолжительность занятий – около 1 часа. Целенаправленные движения. В
первую очередь здесь идёт речь о координации и осознанности движений,
т. е. ребёнок должен понимать, с какой целью он выполняет то или иное
действие. Мы обучаем его ориентироваться в пространстве. Для этого он
учится определять право-лево, верх-низ и стороны света. Координация
движений нарабатывается простыми упражнениями, которые можно выполнять и
в качестве зарядки. Например, поднять руки вверх, правую опустить через
правую сторону, а левую – через левую, затем развернуться влево и пойти
направо… Развитие скорости, силы, ловкости и выносливости означает укрепление физического тела за счёт развития его базовых способностей. Развитие скорости. Скоростью
называется способность человека совершать действия в минимальный для
данных условий период времени. Скорость необходима для совершенствования
бега, прыжков и успешного выполнения многих спортивных упражнений. Скорость нарабатывается в разных формах, например: • реакция на сигнал к действиям или их смене; • скорость одиночного движения; • способность к изменению темпа движений соответственно обстановке. У дошкольников эти три формы требуют повышенного внимания. При занятиях с детьми мы учитываем несколько важных моментов. Сначала
движение должно быть освоено в основных чертах, иначе все усилия
ребёнка будут направлены на овладение действием, а не на увеличение его
скорости, т. е. мы сначала разучиваем движение медленно, а затем
выполняем его в качестве упражнения на развитие скорости. Чтобы
не вызвать утомления и снижения скорости, мы подбираем разные
упражнения небольшой продолжительности и выполняем их с различной
интенсивностью. В данном случае у детей не возникает привязанности к
упражнению, но остаётся желание совершенствовать свои навыки. Такого
рода упражнения мы даём в начале занятия, когда тело ещё не утомлено
предыдущей деятельностью. Упражнения на скорость различны и
изменяются от самых простых (перекладывание кубика из руки в руку) до
достаточно сложных (бег на короткие дистанции). Развитие силы. Сила
– это способность преодолевать внешнее сопротивление или
противодействовать ему за счёт мышечного напряжения. Учитывая
способности детей дошкольного возраста, мы ставим две основные задачи: • гармонично укрепить все группы мышц двигательного аппарата; • научить детей рационально совершать мышечные усилия при какой-либо деятельности. Развивают силу у дошкольников отжимания, приседания и т. д. Развитие ловкости. Ловкость
– это способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями,
а также умение в изменившихся условиях действовать правильно, быстро и
находчиво. Для развития ловкости у дошкольников мы используем множество способов, ориентируясь на их способности и подготовку, например: • применяем необычные исходные положения (бег из положения стоя на коленях); • изменяем темп и ритмические сочетания движений; • производим
смену способов выполнения упражнений (метание меча сверху, снизу,
сбоку; ловля мяча поочерёдно правой и левой рукой); • предлагаем выполнение согласованных действий несколькими детьми; • создаём более сложные сочетания знакомых упражнений (бег змейкой, с препятствиями); • усложняем условия подвижных игр. Развитие выносливости. Выносливость
– это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без
снижения её интенсивности. В физической культуре под выносливостью
обычно понимают продолжительные упражнения, в которых моменты напряжения
чередуются с расслаблением мышц. Выносливость – это также и способность
противостоять утомлению за счёт волевых усилий. Поэтому при развитии
выносливости нужно обращать внимание не только на физическую подготовку,
но и на морально-волевые качества ребёнка. В упражнениях на выносливость мы ориентируемся на два условия: • участие большого количества мышечных групп; • чередование напряжения и расслабления. Эти
условия в своём большинстве воплощаются в играх, когда используется
максимальное количество разнообразных движений или же дети сами
придумывают упражнения. Интеллектуальное развитие • Подготовка к школе. Умение читать, писать и считать. Главная цель – чтобы детям было интересно учиться, воспитать у них интерес к получению новых знаний. Для
развития навыка чтения мы предлагаем ребёнку читать сказки вслух по
15–25 минут в день. К моменту поступления в школу его скорость чтения
обычно бывает не менее 50 слов в минуту. К
началу обучения в школе ребёнок должен уметь красиво и понятно писать,
что достигается за счёт каждодневных упражнений в течение 15–20 минут.
Важно, чтобы ребёнку было интересно то, о чём он пишет, поэтому при
выборе текстов для письма мы руководствуемся именно этим критерием. К
школе ребёнок должен уметь понятно, связно и чётко выражать свои мысли,
поэтому ему необходимо ещё и знание родной речи. Ребёнок должен также
знать цифры и уметь считать до 30. Умение считать развивается простыми
способами. Можно, например, разложить на полу кубики и предложить
ребёнку собрать их в коробку, сосчитав при этом количество кубиков. • Начальные знания по природоведению. К
началу обучения в школе дети должны иметь представление об основных
явлениях природы и временах года. Дети должны знать, чем отличаются
времена года, их последовательность и сколько месяцев длится каждое
время года. Мы эти знания преподносим им в игровой форме, например,
разыгрывая небольшие истории, происходящие со временами года, или же
придумываем сказку вместе с детьми. Сюда же входят знания и о других
явлениях природы – вулканах, землетрясениях, наводнениях и пр. Творческое и эмоциональное развитие • Знание цветов и оттенков. К
6 годам ребёнок должен достаточно хорошо различать семь основных цветов
радуги (плюс чёрный и белый) и их оттенки. Эту способность мы развиваем
по-разному, например, даём ребёнку разноцветные предметы и называем их
цвет, а затем просим его проделать то же самое. Если же ребёнок забывает
какой-то цвет, то мы помогаем ему. • Обучение основам рисования. Рисуя,
ребёнок учится передавать восприятие и свои ассоциации с данным
предметом или явлением. Для рисования мы выбираем предметы и явления,
которые способствуют формированию у ребёнка позитивного взгляда на
окружающий мир. Мы начинаем обучение изобразительному искусству с
книжек-раскрасок. Считаем, что ребёнок должен раскрашивать не машинки, а
картины природы – лес, небо, солнышко и т. п. • Основы конструирования. Ребёнок
выполняет простые поделки из пластилина, картона и бумаги. Знакомится с
элементарными объёмными фигурами: кубом, шаром и пр. • Сказочное и магическое восприятие мира. Для
максимального раскрытия творческих способностей у детей мы воспитываем у
них сказочное и магическое восприятие мира. Для этого организуем
праздники, работаем со сказками и сказочными героями, устраиваем
просмотры различных мультфильмов и передач о природе. Быт для девочек Девочки
вместе в этом возрасте учатся накрывать на стол, мыть посуду, стирать,
протирать пыль, подметать и мыть полы и т. п. Дети воспринимают такое
обучение скорее как игру и возможность продемонстрировать, что они уже
совсем взрослые. Основы этики • Дружба, общность и приятие. Именно
на этом самом раннем этапе мы воспитываем у детей качества, которые в
будущем помогут их взаимодействию в коллективе. Дружбу, общность и
приятие каждого мы воспитываем через командные игры и выполнение
каких-либо действий группой. • Различение человеческого и нечеловеческого на уровне ощущений. Чтобы
в детях не развивались нечеловеческие качества – злоба, агрессия и
т. п., мы учим их отличать человеческое от нечеловеческого. Дети
обучаются этому в процессе игры, выполняя коллективные задания и беседуя
на данные темы. Беседу мы строим в форме диалога. Выбирая конкретное
качество, мы вместе с ребятами размышляем – человеческое оно или нет.
Постепенно мы подводим их к правильным выводам. Беседы мы строим на базе
сказок, легенд или на основе разбора конкретных жизненных ситуаций (в
группе). |