В основной части урока решаются следующие задачи:
Повышение функциональных возможностей организма, физической
подготовленности и работоспособности занимающихся.
Обучение занимающихся новым спортивным, прикладным,
строевым и общеразвивающим упражнениям с целью доведения их выполнения до
уровня навыка. Сообщение новых теоретических сведений о назначении вновь
изучаемых упражнений и о технике их исполнения, развитие способностей,
необходимых для овладения более сложными упражнениями, трудовыми и
военно-прикладными двигательными действиями.
Воспитание у обучаемых активного и сознательного отношения
к занятиям гимнастикой, к учебе, труду, а также воли, доброжелательного
отношения к окружающим, чувства собственного достоинства и др.
Эти задачи решаются во взаимосвязи. Для этого применяются
упражнения на снарядах и со снарядами, игры, эстафеты и др. Упражнения
подбираются в зависимости от способностей занимающихся справиться с ними. Их
возможности должны быть несколько выше, чем того требуют изучаемые упражнения,
потому что обучаемым нужен успех: он вселяет уверенность в своих силах,
вызывает интерес, побуждает к проявлению воли, формирует активное отношение к
занятиям. Большие трудности и неудачи вызывают неприятные чувства, переживания,
неуверенность в себе, робость и в конечном итоге отрицательное отношение к
уроку, к занятиям гимнастикой. Успешное решение задач этой части урока во
многом зависит от его плотности.
Плотность урока можно повысить применением следующих методических
приемов:
а) выполнение некоторых упражнений
(подтягивание, переворот в упор, сгибание и разгибание рук в упоре и др.) по два человека одновременно на одном снаряде;
б) увеличение количества снарядов;
в) организация дополнительных мест для
выполнения подводящих и подготовительных упражнений и др.;
г) проведение
основной части урока по
методу круговой тренировки с индивидуализацией двигательных заданий и
др. Эффективность методических приемов во многом определяется
активностью занимающихся на уроке. Низкая активность может свести на
нет все методические и организационные ухищрения педагога. Активность
можно стимулировать не только постановкой за
дач перед уроком, но и сопоставлением наличных способностей,
двигательных умений и навыков у занимающихся с требованиями программы,
заданиями педагога. Активность занимающихся зави
сит от объема и чередования видов упражнений, запланированных педагогом.
На объеме упражнений сказывается многотемность
урока. Учителю приходится обучать занимающихся большому количеству самых
разных по характеру упражнений (вольные, акробатические упражнения, лазание,
бег, прыжки, метания, упражнения на снарядах и др.), повышать функциональные
возможности их организма, развивать двигательные и психические способности,
оказывать воспитывающее воздействие. Поэтому продуктивность урока во многом
зависит от того, насколько удачно по количеству и степени сложности подобраны
упражнения. Важно сохранить высокую работоспособность занимающихся в течение
всей основной части, а в конце ее можно было бы выполнить комплекс упражнений
на развитие двигательных способностей, необходимых для овладения новыми, более
сложными упражнениями на последующих уроках.
Нагрузка, испытываемая занимающимися в основной части
Урока, и их работоспособность в значительной мере зависят от правильного
чередования работы и отдыха во время выполнения Упражнений. Особенно важно
знать, какая степень восстановления от предыдущего выполнения упражнения является
оптимальной и как ее определить для данной категории занимающихся. Известно,
что уменьшение или увеличение продолжительности отдыха от оптимальной величины
приводит к возрастанию погрешностей в технике исполнения изучаемых упражнений.
Есть данные научных исследований, которые говорят о том, что таким оптимумом
является промежуток времени от окончания упражнения до установления пульса 90
— 100 уд/мин. В течение этого времени в памяти занимающихся еще хорошо
сохраняется сформированный педагогом образ упражнения, а органы и системы
гимнаста сохраняют высокий уровень работоспособности. Установлено, что при
занятиях с юными гимнастами с высокой спортивной подготовкой интервалы отдыха
при выполнении целых комбинаций на снарядах могут быть в пределах от 2 до 5
мин: на коне и на брусьях — 4,5 мин; при выполнении опорных прыжков — 2 — 3 мин; вольных упражнений — 3 — 5 мин.
Интервалами отдыха регулируется
интенсивность нагрузки. В ее дозировании нужна большая осторожность,
чтобы не нанести ущерб здоровью занимающихся. Перегрузка особенно опасна при
занятиях с детьми младшего школьного
возраста. Они в силу недостатка опыта и нужных знаний часто
переоценивают свои возможности при выполнении задания педагога. Дети еще плохо
знают функциональные возможности своего организма, ошибаются при оценке
собственных способностей к овладению сложными упражнениями, требующими хорошо
развитой координации движений, больших мышечных и психических напряжений.
Для того чтобы
избежать перегрузки, педагог должен уметь своевременно определить
степень утомления каждого занимающегося и,
если необходимо, снизить нагрузку. Недостаточная нагрузка также не
побуждает к высокой активности и не даст положительных оздоровительных,
образовательных и воспитательных результатов.
Величина нагрузки планируется учителем при составлении
плана-конспекта к уроку. Подбирая упражнения, определяя очередность их
выполнения, он одновременно может составить и усредненную кривую нагрузки по
пульсу. Для этого надо знать пульсовую стоимость планируемых упражнений при заданной
дозировке (темп, количество повторений или время выполнения). Пульсовую
стоимость упражнения можно определить, измерив показатели у 3 — 5 учащихся
разного уровня физической подготовленности. Например, ходьба в темпе 120
шаг/мин стоит 90 ударов пульса в мин. Полученная таким образом кривая нагрузки
позволяет своевременно, еще до урока, подправить интенсивность нагрузки,
более точно регулировать ее в ходе самого урока, избегать перегрузки или
недогрузки.
Новый материал изучается в начале основной части урока на
первом снаряде, на втором — может совершенствоваться техника исполнения ранее
изученных упражнений, на третьем — повторяется пройденное, развиваются
двигательные способности.
При работе на
снарядах упражнения в висах чередуются с упражнениями в упоре. При этом
нагрузка на мышцы-синергисты и мышцы-антагонисты
распределяется равномерно. В работу вовлекается возможно большее
количество мышечных групп. Этим достигается гармоническое развитие мышечной
силы, быстроты и выносливости к мышечной
работе. При развитии у занимающихся двигательных способностей в начале
основной части урока выполняются упражнения для развития координации движений,
гибкости, равновесия, затем — быстроты; урок заканчивается выполнением
упражнений для развития мышечной силы и выносливости.
Чередование упражнений планируется таким образом, чтобы
обучение одному упражнению способствовало овладению последующими упражнениями
или не оказало бы отрицательного влияния.
Успешное решение задач основной части урока в целом зависит
от правильного распределения времени на каждый вид упражнений, от чередования
режима работы и отдыха.
Заключительная часть урока
В этой части осуществляется
завершение урока и решаются следующие задачи:
Постепенное снижение физической и психологической нагрузки.
При этом должны быть обеспечены оптимальные условия для протекания
восстановительных процессов в организме.
Подведение итогов урока. Здесь педагог должен предусмотреть
дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на уроках.
Задание для самостоятельной работы.
Для снижения нагрузки могут быть использованы следующие
виды упражнений:
Успокаивающие упражнения: спокойная ходьба, легкий бег,
упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, в потряхивании, самомассаж.
Выполнение этих упражнений позволяет постепенно снизить нагрузку и
содействовать активному отдыху.
Отвлекающие упражнения: на внимание, спокойные игры,
упражнения под музыкальное сопровождение.
Упражнения, повышающие эмоциональное состояние занимающихся:
игры, эстафеты, танцы и пляски, ходьба с песней. Эти упражнения создают бодрое,
жизнерадостное настроение, помогают сплочению коллектива, усиливают желание
заниматься гимнастикой.
Содержание подготовительной и заключительной частей урока
определяется содержанием его основной части. Поэтому при написании конспекта
урока сначала составляется основная часть, затем — подготовительная и, наконец,
заключительная. |