Организация урока складывается из подготовки к нему учителя
и учеников, инвентаря и оборудования; своевременного начала и окончания урока.
Подготовка учителя предусматривает: тщательное
планирование урока с учетом условий, в которых он будет проходить; составление
конспекта занятия; соответствующий внешний вид учителя, его настрой на урок.
Подготовка учеников
к уроку заключается в сообщении
им темы очередного занятия; в подготовке ими своего спортивного костюма
в зависимости от условий, в которых будет проходить занятие; в организации
места и порядка переодевания.
Построение учащихся в начале, в конце или в ходе
урока время от времени целесообразно менять. Построение возможно не только в
одну шеренгу, как это принято, но и в две шеренги лицом одна к другой. Такое
построение удобно при обучении строевым приемам на месте, несложным
общеразвивающим, акробатическим и другим видам упражнений. Часто бывает
целесообразным построение буквой «Г» или «П», полукругом, по кругу, по специальной
разметке спортивного зала. Важно выбрать такой способ построения, чтобы ученики
хорошо видели и слышали учителя, могли оказать помощь друг другу в выполнении
изучаемых упражнений. Его рекомендуется периодически менять, особенно при
занятиях с младшими школьниками. При любом способе построения, когда надо
сообщить занимающимся спортивные новости, уточнить технику исполнения
изучаемого упражнения и другие сведения, по распоряжению учителя ученики могут
находиться в положении сидя или даже лежа. Периодически целесообразно менять и
место построения. Перемена способов и места построения вызывает у учеников
удивление своей необычностью, интерес не только к построению, но и к занятию,
эмоциональную приподнятость, требует быстроты и точности двигательных
действий, хорошей дисциплины и организованности, обогащает учеников знаниями
и опытом, развивает многие способности. В каждый из способов построения
педагог может внести свои новинки, с тем чтобы полнее решить задачи урока.
Подготовка
инвентаря и оборудования состоит
в том, что учитель проверяет их наличие, исправность, удобно располагает
инвентарь в зале или заранее готовит его; правильно размещает учеников в
зале, обеспечивая безопасность упражнений.
Распределение и сбор мелкого инвентаря (гимнастические
палки, скакалки, обручи, гантели и др.) могут осуществляться: а) самим
учителем; б) специально назначенным раздатчиком и сборщиком; в) каждым
учащимся самостоятельно. Эти способы используются в образовательных и воспитательных целях:
первый способ — для образцовой демонстрации приемов раздачи и сбора предметов и
обучения этим приемам учеников; второй — для развития быстроты и точности
движений, распределения и переключения внимания, дисциплинированности,
ответственности за качество исполнения поручения; третий — для воспитания
чувства личной ответственности за свои действия. Каждый из способов может
выполняться по-разному: передвигаться к месту раздачи в колонне по одному и
брать нужный предмет самостоятельно или из рук раздатчика, самостоятельно
выходить из строя и брать нужный предмет. Двигаться к месту раздачи и обратно
к строю можно одной из разновидностей шага, бега, подскоками, выполняя несложные
движения руками, головой, туловищем и др. При этом надо приучать учеников к
следующим требованиям: передвигаться, никого не задевая, брать предметы, не
выбирая, без разрешения не выполнять с ними никаких движений, в получении и
сдаче предметов мальчики должны уступать
первенство девочкам. Действия каждого учащегося учитель оценивает.
Помощники учителя. С целью лучшей организации и
качества проведения урока учитель выбирает в помощь себе наиболее подготовленных
в гимнастике, дисциплинированных и ответственных учеников. По мере надобности
с ними проводятся краткие беседы и методические занятия, инструктажи с целью
обучения приемам помощи и страховки, технике исполнения и методике обучения
несложным упражнениям. Работа помощников периодически оценивается, укрепляется
их авторитет среди учащихся. Желательно, чтобы помощниками поработали все
ученики. Это позволит им испытать свои способности, стать более общительными,
улучшить отношение к занятиям, повысить свою успеваемость.
Своевременность
начала и окончания урока в
значительной мере определяет порядок, дисциплину, отношение учеников к
занятию и его эффективность. Каково начало урока, таковы его конец и эффективность.
Опоздание класса или отдельных учеников срывает план учителя, подрывает его
авторитет, дезорганизует занимающихся.
Учащиеся младших классов приходят на урок строем, мальчики
и девочки располагаются в общем строю; в старших классах юноши и девушки строятся
отдельно. Освобожденные от занятий присутствуют на уроке и находятся на левом
фланге как в начале, так и в конце урока. Они привлекаются в качестве
помощников учителя при организации занятия, при учете посещаемости и успеваемости,
при раздаче и сборе мелкого инвентаря. Они слушают объяснения учителя и
выполняют доступные для них упражнения или же наблюдают за действиями своих
товарищей, оценивают их и помогают устранять замеченные ошибки.
Урок начинается с рапорта дежурного. Бодрый рапорт, хорошая
строевая подготовленность дежурного и его внешний вид во многом содействуют
созданию бодрого, рабочего настроения, деловой обстановки на уроке. Это
закрепляется и усиливается действиями учителя: его манерой здороваться с
учащимися, сообщением задач урока, внешним видом и поведением перед строем,
умением пользоваться различными способами управления занимающимися.
Управление
занимающимися складывается из
умения пользоваться командами, распоряжениями, просьбой, личным
примером.
Команда должна подаваться громко, отчетливо, чтобы все ее
слышали и понимали смысл. Однако в зависимости от возраста занимающихся, их
пола, дисциплины и отношения к занятию, эмоционального настроя она может
(должна) подаваться с различными эмоционально-смысловыми оттенками и степенью
громкости: а) мягко, уважительно и не слишком громко — при очень хорошей
дисциплине и четком исполнении строевых (общеразвивающих и др.) упражнений; б)
громко и требовательно — когда надо мобилизовать занимающихся на более четкое
и старательное выполнение заданий; в) сурово и властно — при нарушениях
дисциплины, невнимательном и халатном выполнении строевых приемов.
Надо избегать однотипной подачи команд, не злоупотреблять
ими, стараясь умело сочетать их с распоряжениями, просьбами, различного рода
сигналами, личным примером.
Распоряжение отдается кратко, мягче, чем команда, но
достаточно категорично, так, чтобы у занимающихся не возникла мысль о
возможности выполнить его кое-как и тем более игнорировать. Например: «Николаю
Петрову и Михаилу Викторову убрать скамейки, а остальным — гимнастические
маты!»
Просьба выражается мягко, со словом «пожалуйста». Однако
мягкость выражения просьбы не должна давать повода для небрежности или
халатности, нерасторопности при выполнении, тем более для отказа. Она должна
располагать учащихся к педагогу, побуждать желание выполнить ее в знак
уважения к нему.
Личный пример педагога должен обладать большой побудительной
силой для проявления самых активных и старательных действий учащихся. Здесь
сочетаются распоряжение (уверенные, Повелительные и в то же время задорные
нотки в голосе), мягкость и такт просьбы и активные, увлекающие действия
самого Педагога. Например: «Времени в обрез, но надо успеть навести Порядок в
спортивном зале. Каждый выполняет свое задание, не задерживая других. Начали!»
Точность исполнения команд, распоряжений, просьб, активное
следование личному примеру педагога зависят от его делового авторитета,
справедливой требовательности во всем и уважительного отношения к
занимающимся.
К способам управления занимающимися относятся также: помощь,
утешение, одобрение, поощрение, напоминание, совет, подбадривание,
доверительное общение, убеждение, порицание. Во всех случаях нужен
индивидуальный и личностный подход к занимающимся.
Место учителя перед учащимися на уроке выбирается
с таким расчетом, чтобы он мог видеть всех учеников, наблюдать за действиями
каждого из них, чтобы учащиеся хорошо видели и слышали своего педагога и не
мешали друг другу при выполнении упражнений.
Примерными критериями
качества урока могут быть
следующие:
Умелый, творческий подход к подбору упражнений, методических
приемов и к их планированию; успешность решения поставленных перед уроком
задач.
Способность учителя давать систему знаний о вновь изучаемых
упражнениях: о технике исполнения и требованиях, которые они предъявляют к
занимающимся; о потенциальных возможностях упражнений для эффективного
использования их при решении оздоровительных, образовательных, воспитательных
и прикладных задач, для развития способностей, необходимых в учебной,
спортивной и будущей профессиональной деятельности учащихся.
Соблюдение принципов дидактики, воспитания и спортивной
тренировки.
Хорошо продуманная и практически осуществленная организация
урока, уверенное управление занимающимися, хорошая дисциплина,
организованность, полноценное решение задач урока.
Каждый из указанных критериев и урок в целом могут оцениваться
дифференцированно. В зависимости от вида урока (учебный, тренировочный,
контрольный и др.) эти критерии могут несколько видоизменяться или дополняться. |