Джон Вейсмюллер стал первым
спортсменом, сумевшим проплыть 100 метров вольным стилем быстрее, чем за
минуту. Тогда ему было 18 лет. Позже Вейсмюллер на играх двух Олимпиад
завоевал 5 золотых медалей. Не раз устанавливал мировые рекорды на
дистанциях 100, 200, 300, 400 и 500 метров.
Американец Джон Вейсмюллер, родившийся в 1904 году,
прославился не только как великий
спортсмен, но и в качестве киноактера. Правда, для съемок в
многочисленных фильмах, которые видел, без преувеличения, весь мир, ему
понадобились не столько актерские, сколько великолепные физические
данные. Ведь главный из его кинообразов – это Тарзан, человек-обезьяна.
На эту роль Вейсмюллера пригласили, когда он уже был пятикратным
олимпийским чемпионом.
Зная о его блестящих спортивных
победах, даже трудно поверить, что до 11 лет Джонни совершенно не умел
плавать и был весьма болезненным мальчиком. Заняться спортом ему
посоветовал на одном из медосмотров врач, добавив, что лучший, по его
мнению, спорт – это плавание. Джонни принял совет всерьез и стал учиться
плавать. Сначала на маленькой речке, а потом в бассейне.
Совет врача, как оказалось, был
дельным – через несколько лет Джон превратился в статного, высокого
юношу-красавца, не говоря уж о том, что прекрасно научился держаться на
воде. Дальше все решил, как это нередко бывает, случай: однажды
Вейсмюллера увидел в бассейне Уильям Бахрах, тренер олимпийский команды
Соединенных Штатов Америки по плаванию. Наметанным глазом он распознал в
Вейсмюллере задатки будущего чемпиона, и с тех пор Джон неустанно
тренировался под его руководством.
Уже много позже Вейсмюллер вспоминал:
«Бахрах сразу сказал, что главное для меня не скорость, а стиль. И всю
свою спортивную карьеру я следовал его словам. А скорость явилась
следствием выработанного стиля».
О том, какие надежды Бахрах возлагал
на Вейсмюллера, говорит любопытный факт: целый год по его руководством
Джон занимался в бассейне в полном одиночестве – тренер не хотел его
никому показывать. И тренировался Вейсмюллер по специально разработанной
методике.
Часами он плавал, держась руками за
доску и работая только ногами. Затем ноги Джона стягивались резиновой
трубкой, и теперь он отрабатывал движения рук и положение корпуса.
Уильям Бахрах был умным, вдумчивым
тренером. Он изучал опыт выдающихся пловцов, чтобы заимствовать у них
лучшее и «примерить» на своего подопечного. Стилю работы ног, например,
Вейсмюллер учился у гавайского пловца Дюка Каханомоку, который завоевал
команде США две золотые медали на V и VII Олимпиадах, выступая на
дистанции 100 метров вольным стилем. Но это было, однако, не слепое
копирование, а творческая работа, учитывающая физические данные самого
Вейсмюллера.
Вдобавок Бахрах умело дозировал
нагрузки, чтобы к моменту решающего старта его подопечный был в
наилучшей форме. Впоследствии многие тренеры мира учились у него именно
такому подходу к тренировкам. Немало любопытного о системе тренировок,
которой он придерживался, рассказал и сам Вейсмюллер в своей книге
«Плавая американским кролем», опубликованной в 1930 году.
К тому времени Джон Вейсмюллер,
выдающийся спортсмен, гордость Америки, уже имел полное право писать
автобиографические книги, хотя ему было всего 26 лет. А в 18 лет он уже
поставил мировой рекорд в плавании на 100 метров вольным стилем, став
первым спортсменом, сумевшим проплыть эту дистанцию быстрее, чем за
минуту.
В том же 1922 году он поставил мировые
рекорды в плавании вольным стилем на дистанциях 200, 300, 400 и
500 метров. Позже некоторые из этих рекордов он сам же и улучшил.
В 1924 году Вейсмюллер впервые
выступил на Олимпийских играх. Тогда, в Париже, он завоевал золотые
олимпийские медали на дистанциях 100 и 400 метров вольным стилем,
установив на обеих олимпийские рекорды. Третью золотую медаль великий
пловец завоевал в эстафете 4 × 200 метров вольным стилем.
На играх VIII Олимпиады ему досталась
еще и бронзовая медаль – Вейсмюллер входил в состав американской команды
по водному поло, которая заняла третье место.
Четыре года спустя, на играх IX
Олимпиады в Амстердаме, Вейсмюллер снова был первым на дистанции
100 метров вольным стилем, побив свой же собственный прошлый олимпийский
рекорд.
На дистанции 400 метров в этот раз он
не выступал, но снова был в числе победителей эстафеты 4 × 200 метров
вольным стилем, завоевав свою пятую золотую олимпийскую медаль.
Киноактером Джон Вейсмюллер стал в
1932 году, когда студия «Метро-Голдвин-Майер» обратилась к экранизациям
романов Эдгара Берроуза о Тарзане – сыне знатных английских родителей,
потерявшемся в джунглях.
Фильмы о Тарзане снимались и раньше
(как и позже), но именно Вейсмюллеру было суждено стать, по общему
мнению, лучшим исполнителем этой роли.
Первый фильм «Тарзан,
человек-обезьяна» хоть и уводил зрителей в экзотический мир джунглей, но
был целиком снят в павильоне. Пятикратный олимпийский чемпион,
облаченный в одну набедренную повязку, показывал чудеса ловкости и
храбрости на земле, в воде и в воздухе. Он легко перелетал на лианах с
дерева на дерево, сражался с туземцами и хищниками, вовремя приходил на
помощь женщинам, детям и даже слабому зверью.
Как полагается голливудскому фильму, у
Тарзана была любовная романтическая история с белой девушкой Джейн,
которую играла актриса Морин о’Салливан.
Фильм пользовался небывалым успехом –
сначала в самих Соединенных Штатах, а потом и в других странах.
Неудивительно, что последовали новые картины о Тарзане – «Тарзан и его
подруга» (1934), «Тарзан избегает опасностей» (1936), «Тарзан находит
сына» (1939), «Тайное сокровище Тарзана», «Приключения Тарзана в
Нью-Йорке» (1942). Все они строились на нехитрых сюжетах похищения
подруги героя, а потом и их сына, которых разыскивал и спасал Тарзан.
Тем не менее все фильмы восхищали зрителя.
Впоследствии фильмы о Тарзане снимала
уже другая студия, но главную роль вновь исполнял Джон Вейсмюллер.
О том, что в них происходило, судить можно уже по названиям:
«Приключения Тарзана в пустыне» (1943), «Тарзан и амазонки» (1945),
«Тарзан и женщина-леопард» (1946), «Тарзан и охотница» (1947), «Тарзан и
русалки» (1948).
К этому времени Джон Вейсмюллер уже
мало соответствовал образу юного дикаря, и в следующих фильмах о Тарзане
в главной роли стал сниматься другой актер. Но кинокарьера олимпийского
чемпиона и мирового рекордсмена продолжалась. Теперь он играл охотника
Джима в приключенческих фильмах, вновь уводивших зрителя в романтический
мир дикой природы: «Джим из джунглей» (1948), «Потерянное племя»
(1949), «Плененная девушка» (1950), «Знак гориллы» (1951), «Джим из
джунглей и запретная земля» (1952), «Долина охотников за скальпами»
(1953), «Дьявольская богиня» (1955).
В последний раз Вейсмюллер сыграл
небольшую роль в фильме «Феникс» уже в 1970 году. А последние годы своей
жизни он провел во Флориде, где занимал пост вице-президента компании,
занимающейся строительством плавательных бассейнов. Хотя бы таким вот
образом он снова вернулся к спорту, в котором его заслуги были, конечно,
много ярче, чем в кино, несмотря на всю популярность фильмов о Тарзане. |