Каждое
гимнастическое упражнение требует особых приемов страховки, помощи и
самостраховки. При обучении этим приемам исходят из правильной техники
выполнения упражнений и возможных ошибок. Эти приемы изучаются одновременно с
освоением гимнастических упражнений. Педагог показывает и объясняет и. п.
страхующего у снаряда, правильную стойку, способ захвата и действия в случае
выполнения упражнения с ошибками, затем практически отрабатываются приемы
страховки и помощи. Кроме практических действий, перед каждым подходом для страховки
следует спросить страхующего, как он будет ее осуществлять. Действия
страхующих преподаватель всегда должен держать в поле зрения. Лишь после
прочного овладения навыками можно доверить осуществление самостоятельной
страховки и помощи, обращая внимание страхующих на строгое соблюдение всех требований
техники безопасности и других мер предупреждения травматизма.
Обязательное
обучение занимающихся приемам страховки и помощи диктуется тем, что преподаватель
не может сам обеспечить их при проведении занятий с несколькими группами. Навыками
страховки и помощи должен владеть каждый занимающийся гимнастикой. Студенты
физкультурных учебных заведений овладевают ими на практических занятиях.
Обеспечение страховки
и помощи воспитывает у занимающихся чувство ответственности за это поручение и
профессиональную компетентность.
В вольных и
акробатических упражнениях страховку оказывают с помощью ручного или подвесного
пояса. При страховке веревки держатся свободно, а в случае ошибочных действий
гимнаста, при угрозе падения они быстро натягиваются. Безопасность выполнения
сложных упражнений достигается применением для этого поролоновых ям и матов,
«обкрутки» в руках педагогов.
В упражнениях на
бревне страхующий передвигается вдоль бревна в готовности в любой момент потери
равновесия исполняющим упражнение подать руку, гимнастическую палку или
поддержать при падении, неудачном соскоке. При наскоках на снаряд страховка
оказывается у места отталкивания, а при соскоках сбоку гимнастка
поддерживается в области спины и живота. В работе с начинающими рекомендуется
страховать вдвоем с обеих сторон бревна. Нельзя в процессе страховки
захватывать занимающегося за ноги.
В упражнениях на
высокой перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страховка осуществляется
сбоку под снарядом и передвигаясь на небольшое расстояние вперед и назад в
зависимости от направления и характера движения гимнаста. Возможны быстрые
переходы на другую сторону (делать надо это очень умело), так чтобы не помешать
выполнению упражнения. При соскоках надо быстро переходить к предполагаемому
месту приземления. Страховка может оказываться стоя на возвышении или с
помощью подвесного пояса.
В упражнениях на
низких и средних брусьях страховка осуществляется руками из-под жердей. На
низких брусьях при страховке детей и при оказании помощи в исполнении некоторых
статических элементов можно держать руки и над жердями. Другими средствами
страховки являются поролоновые маты, подвесные пояса, возвышения, подставки
различного рода и др.
В опорных прыжках
ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, страховка оказывается стоя спереди и
несколько сбоку от места приземления; гимнаст поддерживается или двумя руками
за плечо, или одной рукой за предплечье, другой — за плечо или под грудь. При
страховке боковых прыжков место страхующего — впереди снаряда со стороны
опорной руки. При выполнении прыжков переворотом и более сложных ему надо
стоять сбоку и поддерживать под спину и плечо либо под грудь и спину. |