Гимнастическое
упражнение представляет собой сложную динамическую структуру сознательно
выполняемых движений для достижения заранее поставленной цели: повышение
функциональных возможностей организма, развитие двигательных, психических,
личностных свойств (способностей); обогащение занимающихся опытом (двигательным,
эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, спортивным, трудовым и др.). Для
того чтобы уметь подбирать наиболее эффективные упражнения для решения
поставленной цели, надо иметь о них достаточно обширные и глубокие знания.
Широкий спектр
задач, которые можно решать с помощью гимнастических упражнений, определяется
их многоструктурностью и многофункциональностью.
Многоструктурность
отдельного гимнастического упражнения образуют количество и содержание входящих
в него движений, сенсорное, энергетическое и психологическое обеспечение. Это
своего рода подструктуры упражнения, в своей совокупности они представляют его
содержание. Характер взаимодействия между ними определяется целью, которая
решается с помощью упражнения. Это форма данного гимнастического упражнения.
Его форма и содержание находятся во взаимосвязи. Существует безграничное
многообразие гимнастических упражнений, отличающихся одно от другого
содержанием и формой каждой из своих подструктур.
Многофункциональность
гимнастического упражнения определяется способом его выполнения и дозировкой
числа повторений, например: приседания можно использовать для разминки,
развития силы мышц ног, прыгучести, локальной выносливости, воли, повышения
функциональных возможностей систем организма.
Задача педагога
заключается в том, чтобы из множества различных по структуре упражнений и
возможных способов их выполнения выбрать такие, с помощью которых можно было
бы обогатить занимающихся знаниями, двигательными умениями и навыками, развить
у них необходимые способности.
Знание о
гимнастическом упражнении — это субъективный образ, представление о нем, о
структуре его движений, о степени сложности исполнения, о его оздоровительных,
образовательных и воспитательных возможностях. Знание об упражнении характеризуется
тем, что обучаемый воспроизводит его в идеальной форме в виде словесного,
терминологически правильного изложения, описания, изображения на рисунке, схеме
и т.п. Оно служит основой для практического выполнения упражнения. Для того
чтобы выполнить изучаемое упражнение сознательно, имея хорошее представление о
нем, нужны глубокие и разносторонние знания; надо овладеть содержательными и
операционными знаниями, знать всю философию упражнения.
Содержательное
знание об упражнении — это знание о структуре движений, их сенсорном,
энергетическом и психологическом обеспечении, о технике исполнения; о
требованиях, которые оно предъявляет к занимающимся, к их способностям; о
возможностях использования его при изучении (оценке) и развитии способностей,
при воспитании личностных свойств у занимающихся, а также в оздоровительных,
образовательных и прикладных целях.
Операционное
знание — это знание последовательности выполнения упражнения, начиная с
исходного до конечного положения. Оно основано на технике гимнастического
упражнения.
В качестве
примера знаний об упражнении может служить выполнение стойки на руках силой
согнувшись. Здесь содержательными знаниями будут следующие: 1) обобщенное
знание о структуре движений, о их сенсорном, энергетическом и психологическом
обеспечении; 2) знание требований, которые предъявляются этим упражнением к
силе мышц рук и спины; к подвижности в плечевых и тазобедренных суставах;
эластичности мышц и связок задней поверхности туловища; к способности сохранять
равновесие в стойке на руках, которое зависит от тактильно-мышечной
чувствительности рук, функционирования вестибулярного анализатора, координации
движений, опыта занимающихся; 3) это Упражнение можно использовать для развития
силы указанных выше групп мышц,
ориентировки в пространстве, совершенствования прессо-депрессорных механизмов
сердечно-сосудистой системы; 4) оно выполняется только за счет мышечной силы,
толчки и рывки не разрешаются правилами соревнований. Операционное знание
включает в себя и.п., из которого выполняется упражнение; постановку рук
относительно ног (где и как их поставить); расположение проекции ОЦМ тела
относительно площади опоры (плечи относительно кистей рук); знание того, как
начинать и в каком положении завершить упражнение, как действовать в случае
потери равновесия в стойке на руках.
Содержательное и
операционное знание имеют между собой такую тесную взаимосвязь, как форма и
содержание. В совокупности они дают полную характеристику изучаемому
упражнению, раскрывают его потенциальные возможности для использования в
оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных целях. Эти
знания являются основой сознательного и активного отношения к занятиям
гимнастикой, к овладению изучаемыми упражнениями. Поэтому учащихся надо
систематически обогащать проверенными на практике научными знаниями.
Усвоение знаний обучаемыми
— это процесс сознательного и активного превращения систематизированных научных
данных и практического опыта преподавания гимнастики в личное достояние, в
бесценное богатство занимающихся, в орудие их мышления и успешной практической
деятельности, в жизненную потребность.
Для педагога
сознательно овладеть научными знаниями в гимнастике означает изучить и
осмыслить, научиться практически использовать тот круг явлений и
закономерностей, которые она в себя включает, овладеть системой знаний:
Гимнастика как
предмет познания, ее место в системе физического, эстетического и
нравственного воспитания человека.
История развития
гимнастики.
Гимнастическая
терминология как своеобразный язык гимнастики.
Основы техники
гимнастических упражнений.
Методика обучения
гимнастическим упражнениям и спортивной тренировки в гимнастике.
Формы занятий
гимнастикой, структура урока гимнастики, особенности занятий с детьми.
Мероприятия, обеспечивающие
предупреждение травм на занятиях по гимнастике.
Правила
соревнований по гимнастике и судейство.
Правила гигиены, режима труда,
занятий гимнастикой, питания, отдыха занимающихся гимнастикой.
Возможности средств и методов
гимнастики в укреплении здоровья, в улучшении физического развития и физической подготовленности
обучаемых, в образовательном и воспитательном воздействии на них, в подготовке
их к труду и службе в Российской Армии. |