Участниками
учебного процесса являются учитель и ученик. Характер их отношений к этому
общему делу и взаимоотношений определяет конечный итог совместной деятельности:
успешность овладения занимающимися знаниями, умениями и навыками в выполнении
упражнений, достижение спортивного мастерства. Они оба по отношению друг к
другу выступают как личности, а их взаимоотношения носят личностный характер.
Учитель выступает
как субъект учебного процесса. Он со знанием дела его создает, изменяет,
совершенствует; сознательно, целеустремленно и настойчиво добивается намеченной
учебной цели. К ученику он относится как к объекту своих педагогических
воздействий. Изучая индивидуальные особенности ученика, он изыскивает наиболее
рациональные способы взаимоотношений с ним. Чем полнее информация об ученике, о
его способностях, тем эффективнее учебный процесс и воспитательная работа педагога.
Ученик к
овладению упражнениями относится как личность, как субъект познания и активной
деятельности. В общении с учителем он познает назначение упражнений, технику
их исполнения и практически овладевает ими. В этом процессе ученик по
отношению к самому себе выступает как субъект: он глубже и разностороннее
познает самого себя, свои физические и духовные возможности, способности;
учится правильно, осознанно соотносить их со сложностью изучаемых упражнений и
разумно, со знанием дела действовать, а если надо, то и заблаговременно
развивать у себя необходимые способности, активизировать работу над
самовоспитанием.
Взаимоотношения
между учителем и учеником могут быть непосредственными и опосредованными.
Непосредственные
взаимоотношения строятся на основе знания индивидуальных особенностей друг
друга. Учитель должен хорошо знать состояние здоровья, физическое развитие,
физическую подготовленность, обучаемость, воспитуемость и другие индивидуальные
особенности ученика, историю их происхождения. Используя эти знания, он
избирает и соответствующую тактику взаимодействий с учеником, направленную на
более успешное решение Учебных задач. Ученику тоже надо знать своего учителя,
для того чтобы правильно строить с ним свои взаимодействия.
Опосредованные
взаимоотношения учителя с учеником строятся через учебный материал, коллектив
группы, класса, через учителей по другим учебным дисциплинам, через родителей
и прочих лиц, имеющих отношение к учебно-воспитательному процессу. Учитель в
работе с каждым учеником опирается на коллектив класса, формальных и
неформальных лидеров, на своих помощников.
Непосредственные
и опосредованные взаимоотношения между учителем и учеником носят системный
характер.
В сложных
переплетениях субъектно-объектных взаимоотношений между учителем и его
учениками при ведущей роли учителя происходит обучение гимнастическим
упражнениям. Его принято разделять на три этапа: а) ознакомление с упражнением,
создание предварительного представления о нем; б) разучивание упражнения; в)
закрепление и совершенствование техники исполнения упражнения. Четкую границу
между этапами провести трудно, но их выделение удобно для уточнения частных
задач и подбора методических приемов для их решения. |