К этим видам
гимнастики относятся: основная, женская, атлетическая и
профессионально-прикладная.
Основная
гимнастика располагает большими возможностями для решения оздоровительных,
образовательных и воспитательных задач. Они могут быть реализованы за счет
многоструктурности упражнений и многофункциональности каждого из них. Это
открывает перед педагогом неисчерпаемые возможности творческого подхода к
обогащению занимающихся системой специальных знаний, умений и навыков. Такими
знаниями в области гимнастики могут быть сведения о ней как о
спортивно-педагогической дисциплине: о ее содержании, социальной значимости,
истории,
технике исполнения упражнении и законах, лежащих в ее основе; о возможности
использования упражнений в оздоровительных, образовательных и воспитательных
целях; о воздействии на отдельные органы и системы организма с целью повышения
их функциональных возможностей, развития двигательных и психических
способностей к избранному виду учебной, спортивной или профессиональной
деятельности, обогащения учащихся разносторонним опытом, обучения прикладным
упражнениям и др. Упражнения основной гимнастики в сочетании со словом педагога
и музыкальным сопровождением являются эффективным комплексным средством и
методом воспитания у занимающихся личностных свойств: добросовестного, глубоко
осознанного и активного отношения к занятиям гимнастикой, к учебе, трудовой и
общественной деятельности.
Широкие
возможности использования основной гимнастики в целях гармонического
физического и духовного развития личности сделали ее самостоятельным средством
и методом физического воспитания всех возрастных категорий занимающихся. Поэтому
она положена в основу государственных программ физического воспитания детей
дошкольного и школьного возраста, учащихся средних и высших специальных учебных
заведений, а также лиц среднего и пожилого возраста. Систематические занятия в
зрелом возрасте способствуют поддержанию высокой физической и умственной
работоспособности на долгие годы.
В школе основная
гимнастика включена в уроки физической культуры, применяется в группах
здоровья, общей физической подготовки. На занятиях используется весь арсенал
входящих в нее упражнений.
Женская
гимнастика учитывает особенности организма и психологического склада женщин.
При подборе упражнений, методических приемов учитываются прежде всего функции
материнства, поэтому специальное внимание обращается на развитие силы,
быстроты, выносливости мышц ног, таза, живота и спины. В занятия включаются
все виды общеразвивающих гимнастических упражнений: вольные упражнения без
предметов и с предметами, упражнения на гимнастической стенке, скамейке и др. В
занятиях с женщинами большое место занимают упражнения художественной
гимнастики, элементы бальных и народных танцев и музыка. Музыкальному
сопровождению занятий уделяется особое внимание. С помощью этих упражнений
развиваются координация движений, гибкость, плавность, грациозность, красота
движений, формируется правильная и красивая осанка, укрепляется здоровье,
повышается физическая и умственная работоспособность.
Гимнастика с
профессиональной направленностью объединяет упражнения и методические приемы, с
помощью которых можно своевременно, до начала профессионального обучения,
повышать функциональные
возможности организма, изучать (оценивать) и развивать двигательные и
психические способности, воспитывать личностные свойства, необходимые занимающимся
в избранном виде профессиональной деятельности.
Развитию
профессиональных способностей и формированию прикладных двигательных навыков
большое внимание уделяется при занятиях гимнастикой в средних и высших
специальных учебных заведениях. Здесь фактически вся физическая подготовка носит
прикладной характер, т.е. она ориентирована на развитие способностей,
необходимых занимающимся для успешного овладения избранным видом трудовой
деятельности и достижения в ней профессионального мастерства.
Атлетическая
гимнастика — прекрасное средство и метод развития мышечной силы, силовой
выносливости и воли, функциональных возможностей организма; приобщения
подростков и юношей к систематическим занятиям физическими упражнениями;
формирования здорового образа жизни; отвлечения от курения, употребления
наркотиков и других вредных для здоровья и становления личности привычек;
подготовки юношей к труду, а девушек к детородной функции и материнству.
Атлетическая гимнастика, являясь продолжением гигиенической, может стать началом
спортивной гимнастики. |