Начальная спортивная тренировка начинается, как уже отмечалось,
с 7—8 лет, а в ряде случаев и с 5—6-летнего возраста. Этот период рассчитан
на 3 — 4 года непрерывной учебно-тренировочной работы по 3—4 занятия в
неделю продолжительностью не менее 120 мин
каждое. Наполняемость групп — 10—12 человек. На этом этапе решаются
следующие основные задачи: 1. Изучение индивидуальных особенностей детей: их
задатков, склонностей, способностей, интересов, особенностей характера и других
индивидуальных свойств формирующейся личности, а также биографии и условий быта
в связи с пригодностью к занятиям гимнастикой со спортивной направленностью.
Повышение общей физической подготовленности как фундамента
для успешного овладения сложными гимнастическими упражнениями.
Повышение специальной физической подготовленности с целью
развития способностей гимнаста.
Совершенствование взаимодействия сенсорных систем (зрительной,
вестибулярной, тактильно-мышечной) при выполнении сложных упражнений на
уменьшенной площади опоры, вращательных движений в опорном и безопорном
положении тела.
Решение этих задач достигается включением в содержание занятий
главным образом упражнений для повышения общей физической подготовленности. От
40 до 60 % времени уделяется подвижным и упрощенным спортивным играм,
остальное время урока идет на хореографическую и акробатическую подготовку, на
изучение простейших элементов на
гимнастических снарядах. Здесь особое место занимают упражнения в
смешанных висах и упорах для укрепления опорно-двигательного аппарата и
формирования гимнастического стиля исполнения упражнений. Занимающиеся
обогащаются разнообразным двигательным опытом, им прививается интерес к
занятиям, у них постепенно формируется сознательное и активное отношение к
гимнастике. Оно в соответствии с теорией отражения предполагает педагогическое
воздействие на чувства, разум и
практическую деятельность юных гимнастов. Чувственное восприятие
гимнастики стимулирует осознанное к ней отношение и готовность к практической
деятельности. В свою очередь, осмысление сущности гимнастики активизирует
чувственное восприятие ее и готовность гимнаста к практическим занятиям.
Учебно-тренировочная деятельность повышает чувственное и рациональное
(осмысленное) к ней отношение. Степень вовлечения этих форм отражения в
активное взаимодействие при формировании у юных гимнастов сознательного и
активного отношения к гимнастике зависит от методического мастерства
педагога-тренера. Большое значение придается индивидуальному подходу к юным
гимнастам. При этом используются следующие методические приемы: убеждение и
внушение в процессе групповых и индивидуальных бесед, поощрение, порицание,
индивидуальные задания на занятиях, домашние задания для самостоятельной работы
над собой; согласование оздоровительных, образовательных и воспитательных
воздействий на юных гимнастов с их родителями, врачами и школьными учителями. |