Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой служит
одним из основных вспомогательных моментов, с помощью которых значительно
упрощается организационный процесс, повышается эмоциональное состояние
занимающихся, проявляется больший интерес к занятиям, сохраняется высокая
работоспособность на протяжении всего урока.
Музыкальное сопровождение является своеобразным средством
и методическим приемом, способствующим более быстрому и точному формированию
двигательных умений и навыков. Его умелое использование требует знания основ
музыкальной грамоты.
Содержание музыки передается совокупностью средств музыкальной
выразительности. К ним относятся: мелодия, темп, динамические оттенки, ритм,
размер, структура музыкального произведения.
Мелодия является важнейшей основой музыкального
сопровождения. В ней воплощаются различные образы и состояния. Разнообразие
мелодии передается направлением мелодических рисунков, которые условно делятся
на восходящий, нисходящий, волнообразный и ровный. При выполнении упражнений
непременно учитывается направление мелодии.
Различные виды мелодического рисунка воспроизводятся: движением
рук — поднимая их на восходящую мелодию и опуская на нисходящую; движением
всего тела, например, на восходящую мелодию из упора присев встать на носки,
руки вверх, на нисходящую мелодию — принять упор присев. На волнообразный мелодический
рисунок следует переходить из высокого положения в низкое и обратно: поднимая и
опуская руки, голову, туловище или все тело.
Кроме того, особого внимания требует характер исполнения
музыкального произведения: слитно или отрывисто.
Слитное исполнение используется при выполнении плавных,
широких, волнообразных движений; отрывистое — при выполнении резких, коротких
движений. Правильно подобранная мелодия, ее грамотное слияние с выполняемыми
упражнениями способствует лучшей усвояемости изучаемых упражнений и их связи с
музыкой.
Темп — это скорость исполнения музыкального
произведения. Он может быть медленным, умеренным и быстрым. Медленный темп
применяется для сопровождения движений, выполняемых с большой амплитудой, для
статических (силовых) упражнений и при обучении новым упражнениям. Быстрый темп
нужен для движений, выполняемых с небольшой амплитудой: бег, подскоки и др. Умеренный темп используется для
сопровождения большинства общеразвивающих, вольных, акробатических, прикладных
упражнений.
«Динамика» в переводе с греческого означает «сила». Все,
что касается силы, громкости звучания, относится к динамическим оттенкам музыки. Динамические оттенки музыкального сопровождения
занятий включают в себя громкое и тихое звучание, постепенное усиление или
ослабление силы звука, динамические акценты. Громкого звучания требуют все
движения, выполняемые с большим мышечным напряжением. Под тихое звучание
выполняются плавные, волнообразные движения, ходьба на носках и др.
Постепенное усиление или уменьшение громкости звучания соответствует
движениям, выполняемым с постепенным изменением мышечных напряжений.
Ритм — это организованная последовательность
длительностей звуков. Они бывают различной длительности и обозначаются нотными
знаками. За единицу измерения принята целая нота — о. Она длится четыре счета.
Звук вдвое короче обозначается половинной нотой — J и длится два
счета и т.д.
Ритмический
рисунок — это организованное
сочетание длительностей звуков. Его можно воспроизвести движениями
(хлопками, притопами, шагами и др.). Например, хлопками можно передать следующий ритмический рисунок: музыкальный размер.
Количество хлопков должно соответствовать числу нотных знаков, а длительность
каждого хлопка — длительности данного
нотного знака.
Музыкальный размер
— это метр, доля которого
выражена определенной ритмической единицей. Метром принято называть чередование
сильных и слабых долей через равные промежутки времени (через одну или две слабые
доли.
Метр организует звуки во времени. Музыкальный размер
обозначается в виде дроби. Цифра, стоящая в числителе дроби, указывает на
количество долей в каждом метре
(такте). Знаменатель дроби обозначает длительность этих
долей, т.е. ритм. Для занятий гимнастикой наиболее удобны музыкальные размеры \,
\, \. При выполнении общеразвивающих упражнений подсчет ведется только по
сильным долям, а при марше и танцевальных шагах — по сильным и слабым.
Например, \ — две доли (сильная и слабая), \ — три доли (сильная
и две слабых), \ — четыре доли
(первая и третья — сильные, вторая и четвертая — слабые). Полька, галоп и т. п. относятся к
музыкальному размеру \, вальс, мазурка — \, марши — \. Размеры
\ и \ называются сложными, так как
в них кроме метрического акцента есть еще одна сильная доля. Примеры
показаны на рисунке 263.
С целью закрепления восприятия музыкального размера выделяют
сильные (акцентированные) и слабые (неакцентированные) доли такта. Это делается
посредством хлопков, притопов, акцентированной ходьбы, сочетания хлопков с
ходьбой. Так, при музыкальном размере \ (марш) можно выполнить хлопки
под 1 и 3 счета, то же под 2 и 4 счета, то же в ходьбе на месте и в движении.
Вместо хлопков можно сделать удары ногой (притоп) или под 1 счет — хлопок, под
3 счета — удар ногой и другие сочетания движений. Упражнение можно усложнить
различными движениями головой, руками, ногами и туловищем.
Хорошим упражнением является тактирование (дирижирование)
на I, I, \.
Тактирование на \.
И. п. — стойка руки вверх; 1 — руки с акцентом вниз; 2 —
руки вверх.
Тактирование на \. И. п. — стойка руки вверх; 7 —
руки с акцентом вниз; 2 — руки в стороны; 3 — руки вверх.
Тактирование на \. И. п. — стойка руки вверх; 1
— руки с акцентом вниз; 2 — руки скрестно перед грудью; 3 —
руки с небольшим акцентом в стороны; 4 — руки вверх.
При тактировании руки выполняют свободные движения по
неполной амплитуде. Тактировать можно при выполнении различных видов ходьбы,
бега, общеразвивающих упражнений, танцевальных шагов, элементов хореографии и
др.
Структура
музыкального произведения представляет
собой единое целое и в то же самое время подразделяется на связанные
между собой части: период, предложения, фразы и такты. Период — это наиболее крупная часть музыкального
произведения, имеющая устойчивую концовку. С окончанием периода в
движении делается остановка, а в массовых выступлениях производится перестроение.
Период чаще всего состоит из двух предложений, первое из них является незавершенным, второе — завершенным. Иногда
остановка движения производится с окончанием первого незавершенного предложения. В этом случае
преподаватель подает предварительную команду «Группа» за одну
музыкальную фразу до конца предложения и аккомпаниатор из незавершенного
предложения делает завершенное.
Музыкальные предложения делятся на фразы, а фразы — на
такты. Чаще всего фраза состоит из четырех тактов. Музыкальные фразы из пяти
или шести тактов неудобны для сопровождения упражнений, так как завершение
движения не совпадает с окончанием музыкальной фразы. Применять их не
рекомендуется. Движения, как правило, составляются на 4 счета и повторяются 2,
4, 8
и т.д. раз.
Для учителя физической культуры важно правильно подавать
команды соответственно построению музыкального произведения. Все команды
подаются в зависимости от того, как построен музыкальный период. Если период состоит их четырех
музыкальных фраз, исполнительную часть команды нужно давать на четные фразы,
причем лучше не на 2-ю, а на 4-ю (когда музыкальная мысль закончена).
При подборе музыкального произведения учитываются возраст
и подготовленность занимающихся. Для
учащихся младшего и среднего школьного возраста рекомендуются
музыкальные произведения с простой мелодией и четким ритмом, а для
старшего школьного возраста — произведения с более богатой мелодией и
сложным ритмом.
Наиболее распространенными музыкальными произведениями на уроках гимнастики являются песни и
танцевальные мелодии. Они должны быть разнообразны. Длительное применение одних
и тех же музыкальных произведений на протяжении многих уроков снижает внимание
и интерес к занятиям.
К каждому виду упражнений подбирается соответствующее по
характеру музыкальное произведение: для ходьбы — размер \ (марш, песня),
реже \, темп умеренный, медленный или быстрый; для бега и прыжков —
размер \ и \ (галоп, полька, различные песни и проч.), темп
быстрый; для танцевальных движений — соответствующие названию танца; для
общеразвивающих упражнений силового характера — размер \, \ с широкой,
ровной, слитной мелодией, с ярко выраженной динамической структурой; для
упражнений с характерным акцентом (рывки, толчки, маховые движения, взмахи) —
размер \, \, \, причем фаза основных действий должна совпадать с
сильной долей такта.
Музыкальные произведения подбираются педагогом совместно
с аккомпаниатором. При подготовке к уроку и в процессе его проведения
преподаватель должен:
а) заранее ознакомить аккомпаниатора с
содержанием занятий, с особенностями вновь включенных в урок упражнений;
б) строить группу и выбирать свое место
так, чтобы занимающиеся хорошо были видны аккомпаниатору;
в) показывать упражнения в нужном
темпе, ритме, характере движений;
г) подавать команды своевременно,
громко и четко.
Музыкальное сопровождение на уроках гимнастики можно осуществлять с помощью аудиовизуальной аппаратуры.
Содержание музыкальных произведений может быть самым
разнообразным: веселым, лирическим, торжественным, героическим и т.д. Для
сопровождения упражнений музыка скорбного, меланхолического, упаднического
характера не рекомендуется, так как отрицательно влияет на эмоциональное
состояние занимающихся. Не рекомендуется использовать также большие по объему
и сложные по содержанию произведения. Наиболее приемлемы для сопровождения
движений песни и мелодии танцевального характера. |