Конечно, спорт развивался не в одной только Англии.
Немало внимания уделяли физическому развитию своих граждан и другие страны.
Например, была создана своя собственная система
физического воспитания, её разработали Г. Фит (1763-1336 гг.) и И. Гутс-Мутс. Оба работали в филантропинах
— так назывались закрытые учебные заведения интернатного типа для детей состоятельных
родителе! — и могли опробовать свои разработки на практике.
Заслуга Фита состоит в том, что он проанализировал все
известные физические упражнения и разделил их на несколько групп. Одну из них
составили упражнения, известные из античной гимнастики, а также бег на коньках
и переноска тяжестей. К другой относились упражнения для развития органов чувств,
преимущественно во время специальных игр. К третьей относились игры и развлечения,
к четвертой — упражнения в верховой езде, фехтовании, танцах. Сюда же
относились упражнения на деревянном коне и некоторых других гимнастических снарядах.
Наконец, пятую и шестую группы составляли движения
отдельных частей тела и ручной труд,
По представлениям Фита, кроме всех этих упражнение,
применяемых в комплексе, средствами должного физического воспитания были также
закаливание организма и выработка способности стойко переносить боль, голод и
жажду.
Гутс-Мутс разработал технику многих гимнастических упражнений. Сам он,
тренируя своих учеников, широко использовал шесты, канаты и лестницы для
лазания, перекладины, бревно, каменные и железные шары, диски, копья для
метания.
Упражнения на снарядах положили начало спортивным видам гимнастики. Правда, для
этого немецкую систему гимнастики, отличающуюся прежде всего рациональностью,
«усовершенствовали» в других странах, отчего выполняемые упражнения стали более
красивыми и зрелищными.
В XIX веке собственная система физического воспитания
была разработана в Швеции.
Создавалась она по инициативе шведского короля и
правительства; выполнял столь важный «социальный заказ» профессор Нер Линг,
специалист по анатомии и физиологии человека. Чэло отца впоследствии продолжил
его сын Ллмар Линг.
Б 1813 году в Стокгольме был открыт специальный институт,
где Пер Линг работал с учениками, воплощая в практику разработанную им
систему физического воспитания.
Главной задаче, профессор считал укрепление и развитие
тела. При атом он отрицал необходимость соревновательных состязаний и
стремление к рекордам.
В системе Линга была строгая классификация: каждое
упражнение применялось для укрепления какой-то отдельной части тела — ног, рук,
спины, брюшного пресса и т.д. Кроме того, были разработаны специальные упражнения
для тренировки дыхания и сердца.
Ялмар Линг, развивая идеи отца, разработал методику
проведения урока шведской гимнастики, где раз и навсегда была определена
последовательность упражнений и их продолжительность. Часть упражнений резко
повышала физическое напряжение — например, подтягивание на перекладине или
прыжки. Затем обязательно шли успокаивающие упражнения — дыхательные или для
тренировки равновесия.
Чтобы разнообразить упражнения, Ялмар Линг разработал
неизвестные прежде снаряды. Среди них особенно известна шведская стенка, которая есть теперь
практически в каждом гимнастическом зале.
Не могла отставать от других европейских стран и Франция. Заслуга в
создании национальной системы физического воспитания принадлежит полковнику Франциско Аморосо (1770-1848 гг.). Она отличалась,
прежде всего, определенной военной ориентацией и играла важную роль в
подготовке солдат и офицеров.
Влияние упражнений на организм полковник считал делом не
столь важным, главным было
Боепитание навыков, необходимых в жизни, но прежде всего в
военно-полевых условиях. Поэтому главными упражнениями были бег и ходьба по
местности, часто с препятствиями, прыжки, в том числе при помощи ружья или
палки, лазание, переноска груза или раненого, плавание и ныряние с оружием,
мотание, борьба, фехтование, стрельба.
Цля некоторых упражнений Аморосо применял снаряды,
главными из которых были лестницы, заборы, канаты.
Общей схемы проведения занятий не было, но упражнения
выполнялись последовательно, начиная с легких и заканчивая самыми трудными.
При этом полковник учитывал индивидуальные особенности каждого ученика. Между
прочим, именно он первым стал вести письменный учет результатов занятии. На
каждого ученика заводилась индивидуальная карточка, куда периодически
заносились данные его физического развития и достижений.
Своя школа гимнастики была создана и в Дании. Но, как нетрудно подметить, во
всех этих странах целью разработанных систем упражнений было совершенствование
физических возможностей.
А спорт в нашем понимании — это, прежде всего,
соревнование, стремление к высокому результату, определение: самый быстрый,
ловкий, сильный. |