Даже представить трудно, что где-нибудь на свете есть
человек, которому ни разу в жизни не доводилось ездить на велосипеде. Ну, разве
что живет он среди бескрайних снегов или высоко в горах...
А для всех остальных велосипед с давних пор хороший друг и
отличный помощник. Довезет, куда надо, причем с приличной скоростью, проедет
по любо тропинке.
Во многих странах к по городам предпочитают ездить не на
автомобилях, а на велосипедах — в Голландии, Бельгии, Дании для велосипедистов
на городских улицах отмечены специальные дорожки, на которых все другие виды
транспорта обязаны уступать им путь.
Должно быть, именно об этом и мечтали изобретатели
замечательной двухколесной машины. Трудились над ее конструкцией очень много
людей, в том числе и российский крепостной мастер Е. М. Артамонов, который, по
свидетельству современников, в 1801 году на своем двухколесном велосипеде
приехал с Урала в Петербург.
Но и другие имена тоже стоит вспомнить. Немецкий изобретатель
К. Драйз в начале XIX века немало потрудился над совершенствованием рулевого
управления велосипеда. А в середине XIX века его соотечественник Ф. Фишер
снабдил ведущее колесо шатунами и педалями.
В результате получилась довольно-таки неуклюжая конструкция
с забавным названием «костотряс». Колеса одинаковой величины были изготовлены
из дерева, но обиты железными обручами.
Позже колеса стали делать с тонкими металлическими
ободами, спицами и сплошными резиновыми шинами, которые, в конце концов,
стали пневматическими. Словом, только к концу XIX века в Англии — опять Англия!
— была создана конструкция велосипеда, в общих чертах сохранившаяся до наших
дней. У него уже была цепная передача, шарикоподшипники, свободный ход,
механизм переключения скоростей…
Но так уж устроен человек, всегда стремится обогнать
собственные возможности.
Поэтому велосипедный спорт появился значительно раньше,
чем совершенный велосипед, Впрочем, именно это свойство человеческой натуры
лежит в основе прогресса...
Первые официальные соревнования по велосипедному спорту
состоялись во Франции в 1869 году. В гонке между Парижем и Руаном, отстоящими
друг от друга на 120 км, участвовали те самые «костотрясы» на деревянных
колесах. Гонщик-победитель развивал среднюю скорость 11 км/час.
С тех пор и по сей день велосипед во Франции — любимейший
вид спорта, наряду с футболом и регби. Самые престижные в мире шоссейные гонки
— «Тур де Франс»
— ведут свою историю с 1903 года.
Однако и другие страны могут похвастаться немалыми
заслугами в развитии велосипедного спорта. Так, скажем, впервые чемпионат
мира в трековых гонках был разыгран в 1893 году в Чикаго. Что касается России,
то уже в 1883 году были проведены первые гонки велосипедистов на беговом ипподроме
в Москве. А в 1891 году в Москве на Ходынском поле был построен велодром и начались
трековые соревнования.
Есть в истории российского велоспорта еще одно
замечательное достижение: в 1911- 1913 годах наш велосипедист А. Панкратов
совершил кругосветное путешествие, за что получил высшую награду Международного
союза велосипедистов — Бриллиантовую звезду. А в другие времена наши гонщики
бывали и чемпионами мира, и олимпийскими чемпионами. В Риме, например, по сей
день помнят имя Виктора Капитонова, выигравшего в 1960 году золотую медаль на
Олимпийских играх, проходивших тогда в «вечном городе», и опередившего
знаменитого итальянского гонщика Ливио Трапе...
Современный велоспорт многообразен, он включает в себя
самые разные виды соревнований. Одни из них проводятся на треке, другие на
шоссе, третьи на пересеченной местности. Поклонники велоспорта, разумеется,
предпочитают трек: ведь там можно следить за соревнованиями, сидя в удобном
зрительском кресле. Все видно как на ладони. К тому же многие современные
треки крытые — ни зрителям, ни спортсменам любая непогода не страшна.
Велосипедистам на треке тоже созданы все условия. На
замкнутой дорожке с наклонными поворотами — великолепное покрытие из
современных материалов. Ничто не мешает поставить новый рекорд скорости. Поэтому
именно на треках проводят одиночные заезды велосипедистов на скорость.
Называются они «гитами» от английского слова,
обозначающего «забег», «заезд». Спортсмены стартуют с места и проходят дистанцию
в 500 или 1000 метров. Моменты старта и финиша фиксируются специальными
контактными электронными устройствами.
На треке проводятся и велосипедные спринтерские гонки на
1000 метров. Если они проходят по олимпийской системе, то на начальном этапе
соревнований в них обычно участвуют три-четыре спортсмена, а начиная с одной
четвертое финала — по два.
Еще один вид трековых соревнований — гонки преследования.
Они бывают индивидуальные и командные. В индивидуальных гонках старт
одновременно дается двум гонщикам, находящимся на противоположных сторонах
трека. У линии старта и финиша устанавливается контактная полоса с Фотоэлементами,
фиксирующими последовательность прохождения гонщиками отрезков дистанции и
показанное ими время.
В командных гонках преследования на старте гонщики
выстраиваются по диагонали под углом 45 градусов. Первым линию старта должен
пересечь велосипедист, стоящий у бровки. В командах по четыре спортсмена,
каждый из них может поочередно лидировать
на дистанции. Команда считается финишировавшей после
того, как линию финиша пересечет переднее колесо третьего гонщика.
Кроме того, на треке проводятся гонки с гандикапом —
когда заведомо более слабому спортсмену предоставляется фора, гонки с
выбыванием, гонки на 10-30 кругов, гонки на тандемах — двухместных
велосипедах... Особая разновидность велоспорта — шоссейные гонки. Они могут
быть как однодневными, так и многодневными, командными или групповыми с
индивидуальным зачетом, с общим или раздельным стартом. Как и во многих
других видах спорта, здесь большое значение играет правильно выбранная
тактика.
Так, например, в командной гонке спортсмены поочередно
лидируют, принимая на себя сопротивление воздуха, а остальные члены команды
идут следом. Это позволяет показывать высокую скорость всей команде. |