Квалифицированное преподавание гимнастики возможно при
условии твердого усвоения теоретических и методических основ обучения,
воспитания и спортивной тренировки. Однако одних только этих знаний еще недостаточно,
они должны быть доусвоены, отработаны в процессе педагогической практики.
К.Д.Ушинский указывал, что метод преподавания можно изучить
из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого
метода можно только деятельностью и долговременной практикой. В ходе
практической деятельности каждый педагог, в зависимости от его индивидуального
склада характера и личностных свойств, отбирает наиболее эффективные методы и
методические приемы. Так, П.Ф.Лесгафт говорил, что «метод — это я». Выбор того или
иного метода зависит также от учебной задачи, характера и сложности
изучаемого упражнения, времени, места и условий, в которых проводятся
занятия, от физической и технической подготовленности гимнастов, общих
и частных задач обучения.
При обучении гимнастическим упражнениям применяются словесный
метод, метод наглядной демонстрации, метод упражнения. Словесный метод практически реализуется в следующих методических
приемах: описание, объяснение, рассказ, инструкция, указание, команда,
распоряжение, просьба. С помощью этого метода и его приемов воздействие
оказывается преимущественно на вторую сигнальную систему. В процессе постепенного
овладения упражнениями занимающиеся побуждаются к активной мыслительной
деятельности.
Метод наглядной
демонстрации реализуется в
показе упражнения, демонстрации различных наглядных пособий, макетов
снарядов и фигурки гимнаста, в использовании внешних ориентиров,
ограничителей движений и др. В данном случае преимущественное воздействие
оказывается на первую сигнальную систему. В активную работу вовлекается
зрительный анализатор. У занимающихся создается зрительный образ упражнения, в
сознании остается отпечаток, слепок от показанного упражнения. Поэтому чем
точнее этот слепок соответствует технике идеально показанного упражнения, тем
быстрее и правильнее занимающийся его выполнит (снимет с него копию).
Метод упражнения
позволяет воздействовать
главным образом на двигательную сферу занимающихся. При этом постепенно
формируется двигательный образ упражнения, двигательное умение, а затем
и навык. Здесь чувственная форма познания (ощущения, восприятия и
представления) соединяется с рациональной, с активной умственной деятельностью,
с практикой, что, в конечном итоге, приводит к технически правильному
исполнению изучаемого упражнения. Этот метод всегда применяется в сочетании с
рассмотренными выше методами. Правильное их сочетание позволяет педагогу
быстрее научить упражнению.
Метод упражнения применяется в виде целостного и расчлененного
выполнения упражнения.
При целостном методе упражнение выполняется сразу
после его названия, показа и объяснения техники движений без применения
подготовительных или подводящих упражнений. Этот метод по сравнению с изучением
упражнения по частям считается более продуктивным. Однако такое утверждение в
полной мере можно отнести лишь к технически несложным упражнениям.
Благоприятные условия для применения целостного метода
обучения возникают в тех случаях, когда гимнаст и педагог располагают
эффективными приемами и средствами страховки и помощи. При обучении
гимнастов сложным упражнениям применяются тренажерные устройства. Они берут на
себя функции контроля за движениями гимнаста и делают возможным разучивание
довольно сложных упражнений целостным методом. Этот метод имеет несколько
разновидностей: а) самостоятельное выполнение изучаемого упражнения; б)
выполнение упражнения с направляющей помощью; в) замедленная или быстрая проводка;
г) выполнение упражнения на тренажере, над поролоновой ямой.
С помощью расчлененного
метода изучаются технически сложные гимнастические упражнения. Они
предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части и каждая
из них изучается отдельно. Например: соскок ноги врозь с концов брусьев (мах
назад с разведением ног в стороны и последующим сведением, соскок с перемахом
одной ногой, затем другой, с перемахом двумя ногами при наличии посторонней помощи
и страховки и, наконец, самостоятельное выполнение). При расчленении
упражнения не следует дробить его на слишком мелкие части, так как при этом
могут возникать ощущения и восприятия, не свойственные целостному исполнению,
что затруднит овладение упражнением. Каждая выделенная часть по возможности
должна представлять собой относительно самостоятельное упражнение.
Принято выделять две основные разновидности метода расчленения
упражнения: а) собственно расчлененный метод с использованием относительно
крупных двигательных заданий, охватывающих одну часть или несколько фаз
изучаемого упражнения (дозированные упражнения); б) метод решения узких
двигательных задач, применяемый для уточнения представлений об отдельных
движениях и фазах упражнения, осанке, величине суставных углов, моменте
количества движения, о способах исправления ошибки в движениях. При
разучивании упражнения этим методом могут использоваться такие методические
приемы, как: а) временная фиксация тела или отдельных его звеньев в той или
иной фазе упражнения; б) проводка в изучаемой части или фазе упражнения; в)
имитация движения; г) изменение исходных и конечных условий движения; д)
освоение главного в технике исполнения упражнения.
Выбор того или иного метода и методических приемов
зависит от способностей и подготовленности занимающихся, от квалификации
педагога и его творческой активности.
Целостное и расчлененное выполнение упражнений дополняется
следующими методическими приемами: а) подводящими упражнениями; б)
дополнительными зрительными и звуковыми ориентирами; в) физической помощью; г)
изменением условий обучения и др.
При
использовании того или иного метода приходится учитывать
индивидуальные особенности обучаемых. Известно, что для тех, кто
относится к
художественному типу высшей нервной деятельности, более ценной будет
информация, получаемая от показа упражнения, наглядных пособий, а для
лиц
мыслительного типа — информация о закономерностях движений. Поэтому,
когда на практике приходится пользоваться несколькими методами
одновременно в различных сочетаниях, то один из них всегда бывает
ведущим.
Подводящие
упражнения применяются для
создания или уточнения представлений об упражнении. Они помогают
прочувствовать и понять характер движений в каждой фазе изучаемого упражнения.
При подборе этих упражнений соблюдаются следующие правила: а) подводящие
упражнения должны быть сходными по структуре движений с изучаемым упражнением
или его основными частями; б) в рабочем плане (конспекте урока) упражнения
следует располагать по возрастающей трудности, это касается как сложности
координирования движений, так и величины прилагаемых мышечных усилий; в)
только после усвоения предыдущего
подводящего упражнения следует переходить к следующему; г) чем меньше
занимающиеся подготовлены к овладению изучаемым упражнением, тем больше
подводящих упражнений они должны выполнить. Особенно важно уметь подбирать
подводящие и подготовительные упражнения при занятиях с детьми, женщинами,
лицами пожилого возраста.
Наряду с подводящими упражнениями в учебном процессе применяются так называемые подготовительные
упражнения. С их помощью у занимающихся своевременно, до начала
обучения сложным упражнениям, развивают необходимые двигательные и психические
способности, функции сенсорных систем и систем энергообеспечения.
Подбор подводящих и подготовительных упражнений, методика
их выполнения зависят от особенностей техники изучаемого упражнения,
конституционных, психических и личностных особенностей занимающихся, от уровня
их общей и специальной подготовленности.
Зрительные и слуховые ориентиры облегчают
формирование правильного представления об упражнении, о его пространственных,
временных и силовых параметрах, а также о согласовании движений различными
звеньями тела. В качестве ориентиров используются различные предметы, метки на
стенах, потолке, специально размеченные щиты, установленные у снаряда ограничители
движений, подвешенные мячи, линии, начерченные на полу или на матах, и др.
Звуковые сигналы применяются для овладения ритмом движений, своевременного
приложения мышечных усилий. Все это помогает ученику ориентироваться в
пространстве, содействует более правильному выполнению упражнения, позволяет
оценить собственные действия.
Помощь и страховка играют важную роль при
овладении новыми, сложными для занимающихся упражнениями. Наряду с подсказкой,
подачей ритмических сигналов иногда приходится оказывать ученику физическую
помощь. Она необходима при плохой ориентировке в пространстве, при недостаточно развитой
мышечной силе, координации движений, нерешительности и робости. Помощь снимает
эмоциональное возбуждение, вселяет уверенность в своих силах, побуждает
ученика к решительным и смелым действиям.
При оказании помощи применяют следующие методические
приемы: а) проводка по всему упражнению или отдельной части, фазе, фиксация
тела или отдельного звена в определенной точке движения; б) подталкивание,
поддержка и подкрутка. В применении этих
методических приемов надо соблюдать определенную меру. Она зависит от
уровня общей и специальной физической, технической и волевой готовности
ученика выполнить новое упражнение. Надо
своевременно предоставлять возможность занимающимся самостоятельно
справляться с возникающими трудностями, чтобы они не привыкали к физической
помощи. К ней особенно быстро привыкают женщины и дети. По мере овладения
изучаемым упражнением от физической помощи переходят к страховке, а затем
исключают и ее.
Специальные
приспособления и тренажеры применяются
для того, чтобы облегчить занимающимся овладение сложными упражнениями,
сделать учебно-тренировочный процесс более производительным, эффективным. К
ним относятся: а) экипировка гимнаста (накладки, защитные бинты,
голеностопники и др.); б) вспомогательные средства и снаряды (лямки на кисти,
подвесной пояс, поролоновые валики, стоялки, подставки, выдвижные и поворачивающиеся
столики, низкие снаряды, «грибки», поролоновая яма и др.); в) наглядные пособия
(рисунки, схемы, фигурки гимнаста и др.); г) обучающие устройства и тренажеры.
Изменение условий обучения применяется в качестве
метода на более поздней стадии формирования навыка, после уверенного овладения
технической основой изучаемого упражнения, когда оно уверенно выполняется в
комбинации.
Рассмотрим условия успешного обучения гимнастическим упражнениям.
Успех обучения упражнениям в первую очередь зависит от отношения
занимающихся к учебному процессу и тренировке в данном виде спорта.
Вторым важным условием успеха является высокая профессиональная
подготовленность педагога, его нравственные качества, авторитет среди
занимающихся, умение проникнуть в их духовный мир, физическое и психическое
состояние, умение определять их работоспособность на каждом занятии,
регулировать нагрузку в соответствии с возможностями каждого ученика.
Большое значение имеет умелое управление в ходе занятия
вниманием, эмоциями, волей, памятью, физической работоспособностью
занимающихся. Успех
обучения зависит от условий, в которых проходят занятия гимнастикой:
просторный, светлый зал, чистота, порядок, свежий воздух; наличие аудитории для
теоретических занятий, хорошей раздевалки, душа, средств восстановления
работоспособности и др. |