Современный спорт немыслим без науки. Тренировки
проходят по специальным, научно разработанным методикам, учитывающим индивидуальные
физические особенности каждого спортсмена и позволяющим добиваться наилучших
результатов. За физическим состоянием спортсменов и их нагрузками постоянно
следят ученые-медики. Это позволяет строить тренировочный процесс так, чтобы к
важным соревнованиям спортсмен подошел на пике спортивной формы.
Вдобавок научно-технические достижения дают возможность
постоянно совершенствовать и спортивное снаряжение, и спортивные площадки.
Иной раз это производит в каком-либо виде спорта настоящую революцию, как это
случилось, например, в прыжках с
шестом, когда шесты стали делать из гибких пластичных
материалов, заменивших прежний бамбук.
Впрочем, о взаимоотношениях современного спорта и
современной науки речь пойдет дальше, в одной из следующих глав. Пока же
отметим, что зачатки науки о спорте появились опять-таки в Древней Греции.
Судя по античным источникам, тренеры, готовящие атлетов к
публичным состязаниям, выработали методы, достаточно совершенные и глубокие
даже для нашего времени.
Прежде всего, они умели различать типы телосложения,
наиболее подходящие для того или иного вида спорта, и в соответствии с этим
ориентировали атлета на тот вид спорта, в котором он мог добиться наилучших
результатов.
Древнегреческие тренеры поняли важность психологической подготовки к соревнованиям,
соблюдения особой, продуманной диеты. Выработали они и комплексные системы
развития силы и выносливости, для чего использовали на тренировках необычные,
но обоснованные упражнения. Среди них — поднятие тяжестей, стоя на коленях,
бег в воде различной глубины, применение в тренировочных упражнениях мешков с
песком и других тяжестей.
Осознавали эллинские тренеры и важность отработки
отдельных элементов техники в беге, борьбе, прыжках и других видах спорта, применяя
для этого специально разработанные упражнения.
Интересно, что в основе организации тренировочного процесса тоже лежало
свойственное античному мировоззрению стремление к гармонии. В достижении
спортивных результатов пропорции, в их представлении, были так же важны, как в
музыке, архитектуре, скульптуре. В соответствии с этим процесс подготовки атлетов
разделялся на макроциклы, протяженностью в 4 года, и микроциклы, состоящие из
4-х дней и называющиеся тетрами.
В разные дни тетры подготовка велась по-разному. В первый
день проводились подготовительные занятия, на второй нагрузка возрастала, в
третий снижалась, а на четверть достигала уровня, необходимого для поддержания
организма в форме. Одна тетра продолжала предыдущую и готовила спортсмена к
следующей ...
Разумеется, огромный опыт, накопленный в подготовке
атлетов, позволял делать выводы о влиянии спорта на организм человека. Мимо
этой проблемы не могли пройти и древнегреческие философы. Их рассуждения, дошедшие
до наших дней, во-первых, сами но себе любопытны, а во-вторых, их вполне можно
счесть образцами ранней научной литературы о спорте.
Философ-материалист Демокрит утверждал, что для
формирования человека упражнения имеют большее значение, чем природные данные.
Физическое воспитание, по Демокриту, перестраивает человека и создает его
вторую природу.
Сократ
(469-399 гг. до н. э.) подчеркивал большую зависимость душевного состояния
человека от его физического здоровья. «Многие делают большие ошибки, — писал
Сократ, оттого, что не обладают физическим здоровьем. У кого же телосложение
крепкое, тот вполне гарантирован от таких невзгод».
О важности физического развития задумывался и знаменитый
философ Платон, тот самый, кому мы обязаны сведениями о легендарной стране
Атлантиде. «Дитя, — утверждал он, — должно находиться в непрерывном движении».
Вот другая его мысль: «Телесные упражнения, выполненные даже против воли,
нисколько не повредят телу».
Много размышлял о физическом воспитании и Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Он
полагал, что интеллектуальному воспитанию непременно должно предшествовать физическое.
Вместе с тем Аристотель утверждал, что тяжелые физические нагрузки вредны
неокрепшему детскому организму и что они должны быть пропорциональными возрасту.
По его наблюдениям, тот, кто добивался больших спортивных успехов в раннем
возрасте, став взрослым, редко одерживал победы.
Между прочим, именно Аристотель составил один из списков
победителей Олимпийских игр, благодаря чему некоторые имена дошли до наших
дней.
О значении физического воспитания для здоровья человека
размышляли, разумеется, и древнегреческие врачи. Гиппократ (460-377 гг. до н. э.)
полагал, что жидкости, находящиеся внутри тела, во время физических упражнений
от частого дыхания затвердевают и превращаются в мышцы. Очевидно, что древнегреческие
медики еще плохо представляли физиологию человека, однако пытались дать научное
объяснение процессу физического развития.
А в начале нашей эры появились первые специальные
трактаты-руководства по физическому воспитанию. Наиболее ранний из них,
дошедший до нас, написан во II веке
Филостратом Флавием и называется «О гимнастике». Автор приводит подробные
описания разнообразных физических упражнений и предлагает методику тренировок
для подготовки атлетов к Олимпийским
играм.
Надо полагать, древнегреческие тренеры широко
использовали этот труд, работая с атлетами. |