Если бег, прыжки в длину, метание копья и диска по
античным образцам в Италии ХIV-ХVI веков так и не
возродились, то этого нельзя сказать о конных состязаниях. Такие состязания были приурочены к различным
религиозным датам и привлекали много участников и еще больше зрителей.
Как свидетельствуют хроники североитальянского города
Модены, здесь, начиная с 1328 года, победителей награждали призами — отрезами
дорогого алого сукна.
Возрождались в
Италии и такие древние состязания, как борьба и кулачный бой. Вместе с тем появлялись
совершенно новые виды спорта, например поединки на палках.
Такой популярный ныне вид, как спортивное фехтование, тоже берет начало в итальянском
Возрождении. Правда, поначалу фехтование развивалось как сугубо боевое искусство.
Появление его было связано с тем, что ушли в прошлое рыцарские времена, и появилось
новое, более легкое оружие.
Когда у рыцаря ломались копья, которыми сражались верхом
на конях, они спешивались и начинали бой на мечах. Он представлял собой
беспорядочный обмен тяжелыми ударами, и побеждал обычно тот, кто был сильнее
физически. С течением времени рыцарские доспехи, стесняющие движения, выпь ли
из военного обихода, а тяжелый меч заменен легким оружием, которым можно было
не только рубить, но и колоть. Вместо тяжелого щита стали использовать
намотанный на левую руку плащ, который позволял отражать удары.
Особое значение в таких условиях боя имела уже не
физическая сила, а искусство владения оружием: умение отражать атаки противника
и находить в его действиях малейшую ошибку, позволяющую нанести решающий укол
или удар.
Для этого необходима была специальная и достаточно долгая
подготовка. Проводили ее искусные мастера-фехтовальщики, разработавшие особую
технику движений, необычные и неожиданные для противника приемы нападения и
защиты. В своей основе эту отработанную веками технику используют в спортивном
фехтовании до сих пор.
Однако справедливости ради надо повторить, что в эпоху
Возрождения фехтование никак
нельзя было назвать видом спорта. Оно не входило в программы публичных состязаний,
проводившихся в городах, и не рекомендовалось в качестве дополнительных упражнений
для лучшей подготовки в каком-нибудь ином виде спорта.
А вот
состязания гондольеров, регулярно проводившиеся в Венеции,
бесспорно, можно считать видом спорта. Проводились они и на скорость, причем к
участию в них были допущены женщины, и как боевые поединки гондол, схожие с
рыцарскими турнирами. Здесь побеждал тот, кому удавалось, действуя веслами,
перевернуть лодку противника, а то и пустить ее ко дну...
С итальянской земли Возрождение распространялось и на
другие страны. Здесь оно тоже существенно изменило средневековые виды спорта.
В северных европейских странах, когда ушли в прошлое
рыцарские турниры, стали популярны
конные состязания, одним из которых был турнир с кольцом, а
другим — квинтан.
Участники первого должны были на полном скаку сорвать
копьем или длинным кинжалом кольцо, подвешенное на шнуре. Здесь надо было
показать умение отменно управлять конем и проявить изрядную ловкость.
Выполняя квинтан, всадник должен был попасть копьем точно
в лоб деревянной кукле. Причем одна из ее рук была подвесной и напоминала цеп
для молотьбы. Если удар копья был сильным и точным, кукла опрокидывалась, а
если всаднику не удавалось попасть кукле в лоб, она разворачивалась на оси и
ощутимо ударяла неудачника рукой- цепом по спине.
Распространялись в других странах, как и в Италии, игры с
набивным мячом. Во Франции,
например, в XIV веке играли в пергамон
— игроки перебрасывали друг другу мяч ударами ладони. Позже его сменила игра,
называющаяся «тенес», — здесь мяч передавали уже не ладонью, а с помощью
деревянной ракетки. Для облегчения ее в лопасти прорезали отверстия.
Эти игры были так популярны, что для их проведения
строились специальные дома. Один англичанин, побывавший во Франции на рубеже
XVI-XVII веков, записал: «В стране множество домов для игры в мяч. Их тут
больше, чем церквей. Французы рождаются с ракеткой в руках». А в Голландии в эту пору любимым видом
физических упражнений стали
коньки. Страна была изрезана сетью каналов, зимой покрывающихся
льдом и становящихся идеальным местом для катания. На картинах голландских
живописцев видно, что на коньках катались представители всех слоев общества,
даже священники.
В летнее время на песчаных дюнах, сглаженных ветром и
представляющих собой идеальные естественные спортивные площадки, голландцы
соревновались в борьбе, играх в мяч.
На равнинах же проводились столь необычные состязания,
как ходьба и даже бег на ходулях. |