Вслед за Средневековьем пришла эпоха Возрождения.
Приходится она на ХIV-ХVI века.
Обычно, говоря о Возрождении, подчеркивают ослепительный
взлет искусств и литературы. Причем художники, скульпторы, архитекторы,
писатели опирались в своем творчестве на античные каноны, — отсюда и название
этой славной эпохи.
В эту пору быстро развиваются и науки, появляются новые,
совсем недавно невозможные еще предположения о том, как устроен мир, сведения
о других небесных телах, о природных явлениях.
Вдобавок именно теперь Гутенберг изобретает печатный
станок, и, значит, знания разом становятся много доступнее: ведь тиражи
печатных книг несопоставимы с прежними, рукописными.
Развиваются ремесла, изделия человеческих рук становятся
все совершеннее, и все чаще на помощь рукам приходят механические
приспособления. А главное — сам человек становится теперь совсем иным. Ум его,
словно бы дремавший в пору Средневековья, стал пытливее, любознательнее,
восприимчивее ко всему новому. Человек жадно впитывает знания и готов без
устали учиться. Он становится предприимчивее, смелее; не случайно в эпоху
Возрождения начинается и эпоха Великих географических открытий...
Все правильно! Однако, характеризуя эпоху Возрождения,
не всегда замечают, что существенно изменились и взгляды на физическое
развитие человека.
Если в Средневековье проповедовался религиозный
аскетизм, презрение к плоти, а физические упражнения носили лишь военный
характер, то теперь вновь вернулись к идеям античности: тело человека должно
быть столь же совершенным и развитым, как и его ум. И спорт в эпоху Возрождения
становится совсем не таким, как в средние века.
Правда, он не стал буквально копировать эллинские
образцы. Не проводились в эту эпоху состязания по метанию диска или копья,
прыжкам в длину. Пожалуй, в период Возрождения слово «спорт» больше всего отвечало
первоначальному своему значению — «развлечение». Но эти спортивные развлечения
стали многообразнее и дарили их участникам радость от ощущения собственной
силы и ловкости.
Европейское Возрождение началось, прежде всего, в Италии. Именно здесь в начале XIV века
появляется групповая игра с набивным мячом, впервые в Европе управляемая
арбитром. Называлась она флорентийское кальчо.
Проходила игра на определенной площади во Флоренции. По
правилам в игре принимали участие две команды по 27 человек каждая, и победы
добивалась та из них, которая забивала больше мячей в палатку, символизирующую
крепость другой команды...
Согласитесь, игра эта вызывает вполне определенные
ассоциации с современным футболом. Играли в нее столь же увлеченно и азартно,
как и в наши дни. В XVI веке, через два столетия после появления кальчо,
флорентийский историк Верки сообщает, что самые яростные спортивные схватки на
городской площади проходили в тот момент, когда непокорную Флоренцию в 1530
году осаждали войска папы римского.
Кроме кальчо, в Италии были популярны и некоторые другие
игры с набивным мячом. Они были «изобретены» еще в глубоко, древности и
возрождены в североитальянских городах. Об этом можно судить по появившемуся в
той же Флоренции в 1511 году первого в Европе пособия по игре в мяч, написанное
Паоло Кортезе.
«Из игр с набитым мячом, — сообщается в этой работе, — в
которые предки наши играли, сейчас у нас известны четыре вида: в первом играют
кулаками, во втором — со щитком на кисти или руке, в третьем — с лунками, а в
четвертом мяч ударяют и отбивают ногой. Поскольку тяжелый мяч вполне может
попасть по разным частям тела, в него нельзя играть без ущемления достоинства
патрициев, и эта игра ни в коем случае не годится для кардиналов. Напротив,
игра «триангулум», где применяют особый флорентиский мяч, тщательно набитый
козьей шерстью, кажется более подходящим для того, чтобы в ней участвовали даже
самые родовитые князья, ибо вес и величина мяча гораздо меньше. Эта игра в
свою очередь имеет четыре вида: с ударом ногами, из треугольника, рядом со
стеной и над натянутой веревкой».
В середине XIV века в Венеции появилось другое
любопытное сочинение — «Трактат об игре в мяч», написанный Антонио
Скайяно. Кроме подробного описания игр и рекомендаций их для здоровья и
физического развития, автор разработал строгие правила для спорных моментов,
которые неизбежно возникают в любой игре.
«Мое твердое намерение, — писал Скайяно, — добиться
принятия строгих правил для сомнительных случаев, которые естественным образом
часто возникают в игре. Предприятие это кропотливое и утомительное. Но я с
готовностью берусь за эту трудную задачу лишь для того, чтобы теперь всякий знал
правила игры и тем самым были исключены шумные ссоры, разногласия и различные
каждодневные неприятности, столь часто возникающие при судействе некоторых
конкретных случаев».
Известно и специальное пособие по кальчо, написанное
Джованни ди Барди и относящееся к 1580 году. В нем содержатся любопытные
рекомендации по тренировке игроков. На наш взгляд, они вполне научный.
Ди Барди подчеркивает, что каждый, кто «добивается славы
доброго игрока в мяч», должен весь год заниматься упражнениями, разнообразными
по содержанию и интенсивности. Но здесь, по мнению автора, опасна скучная
монотонность. Летом он рекомендует заниматься главным образом плаванием, осенью
— верховой ездой, а для зимы лучше всего подходят акробатические упражнения,
борьба, танцы, бег и игры, в которых мяч передается ногой и «которые как бы
прислуживают кальчо».
Любопытно, что соревнования по кальчо ди Бард и
предлагает проводить весной и осенью. Как известно, именно по этой формуле в
наши дни проводится большинство европейских чемпионатов по футболу. |