Египетский
фараон Джосер правил в Египте около 2780-2760 гг. до н. э. Он —
основатель так называемой III династии; при нем завершилось объединение
Верхнего и Нижнего Египта в мощное государство со столицей в Мемфисе.
Кроме того, Джосер победил кочевников Синайского полуострова, донимавших египтян своими набегами, и
закрепил египетское господство
над расположенными здесь многочисленными медными рудниками. При нем же было положено начало
строительства великих египетских пирамид — ступенчатая пирамида Джосера в
Саккаре и поныне один из самых главных туристических объектов.
А еще известно о Джосере то, что он принимал участие в
состязаниях в беге
и стал победителем. Это запечатлено на одном из дошедших до нас барельефов.
Правда, участвовал в забеге Джосер не ради собственного
удовольствия, а для того, чтобы подтвердить свое право быть для египтян живым
богом.
Мы помним, что у некоторых народов Земли, еще недавно
находившихся на первобытнообщинной ступени развития, выборы вождя сопровождались
обязательными публичными испытаниями его физических возможностей.
Бот и на заре Древнего Египта происходило то же самое:
владыка должен был показать свое превосходство в силе и ловкости над всеми
остальными.
Позже при избрании фараона испытания в беге были заменены
борьбой, которая нагляднее показывает превосходство в силе и ловкости. Об этом
можно судить по изображениям на стене гробницы Фиоххотена в Саккаре. Приемы
«борьбы фараонов» напоминали современную вольную борьбу. Кроме того,
египетский царь должен был доказать, что он лучший охотник и... лучший
акробат.
Но было это, повторим, только в ранние времена Древнего
Египта. Впоследствии абсолютная власть фараона была наследственной. А физические
упражнения продолжали свою эволюцию в Древнем Египте, повторяя примерно тот же
путь, что и на земле Междуречья. Точно так же физическая подготовка постепенно
становилась здесь «элитарной» и способствовала культу власти — власть имущие
должны были превосходить остальной народ в силе, быстроте, выносливости.
Правда, фараоны так называемого Среднего царства
(2040-1730 гг. до н. э.) оказались более «демократичными» — они считали своей
опорой социальный слой, в который входили не только военные, но и торговцы,
ремесленники, мелкие чиновники. Такая политика вызвала большие перемены в
образе жизни и привела к широкому распространению физического воспитания.
Различные реформы образования привели к тому, что
физическая подготовка, прежде распространенная лишь в знатных семьях, стала
обязательной и в тех учебных заведениях, где готовили чиновников и жрецов.
Здесь занимались бегом, борьбой, фехтованием на палицах.
В период Среднего царства появились и самые древние из
всех известных игр в мяч.
Об этом говорят дошедшие до нас барельефы, рисунки на папирусных свитках,
скульптуры.
Насколько можно по ним судить, эти игры были парными.
Фигурки на этих памятниках всегда или бросают мяч, или бьют по нему рукой или
ногой. Попыток отобрать мяч у другого игрока, как это свойственно современным
игровым видам спорта, нигде не показано. Так что, вероятнее всего, игры древних
египтян проводились не ради какого-то результата, как, скажем, наши футбол или баскетбол, а
исключительно ради удовольствия.
В период Нового и Позднего царств (1562 - 322 гг. до н.
э.) физическая культура Египта стала еще совершеннее и многограннее. Так,
скажем, при фараоне Аменхотепе II, правившем с 1447 по 1420 год до н. э.,
проводились соревнования гребцов и воинов, бегущих за колесницами.
О том, что это именно соревнования, а не боевые действия,
можно судить по тому, что на барельефах воины показаны в виде беспорядочных групп,
в то время как военные сцены показывают их непременно в строго организованном
строю.
При наследниках Аменхотепа II появились первые
свидетельства — письменные и скульптурные — того, что в обиход египтян вошли состязания
лучников и кулачных бойцов.
А к периоду правления Рамзеса II (1290- 1233 гг. до н.
э.) относятся первые «международные» соревнования. Во время торжественных
религиозных празднеств проводились и состязания по борьбе и поединки на
палицах с бойцами Нубии, Ливии и представителями других соседних народов. Эти
соревнования подчинялись определенным правилам, за соблюдением которых
следили специальные судьи.
В Дрквнем Египте развивался и водный спорт, правда, не в нашем
понимании этого слова. Проводились бои на лодках, когда противники,
вооруженные длинными шестами, стремились не только сбросить друг друга в воду,
но и потопить чужое судно.
Важные и интересные свидетельства оставил знаменитый
древнегреческий философ Платон, побывавший в Египте в IV веке до н. э. и очень
хваливший искусство борьбы и само физическое воспитание в египетских учебных
заведениях.
Но в то же время развитию спорта мешало то, что в
Древнем Египте велика была власть не только фараонов, но и жрецов, свято
хранивших древние религиозные традиции. Поэтому все состязания непременно были
связаны с религиозными ритуалами. И «международные» встречи устраивались не
для того, чтобы определить, кто сильнее или искуснее, а для демонстрации
представителям народов-соседей власти фараона.
Победа египтянина была предрешена если не им самим, то усилиями судей.
Таким образом, доказывалось устрашающее превосходство воинов фараона. |