Пятница, 26.04.2024, 03:06
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА "РАТЬ" [8]
ВЕЛИКИЕ СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ [99]
ИСТОРИЯ СПОРТА [78]
СТИХИ О СПОРТЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [24]
ПЕСНИ-ПЕРЕДЕЛКИ О СПОРТЕ И ЗДОРОВЬЕ [0]
СПОРТИВНЫЕ ЗАГАДКИ [3]
ОБУЧЕНИЕ ГИМНАСТИКЕ [61]
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И ЕЕ ВИДЫ [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Блог
Главная » 2016 » Февраль » 4 » Изучение и развитие способностей у гимнастов
19:31
Изучение и развитие способностей у гимнастов
На предварительном этапе начального отбора к испытаниям допускаются дети, обладающие по заключению врача полноцен­ным здоровьем. Испытания начинаются с оценки физического развития и телосложения детей. При этом ориентируются на то, что будущие гимнасты (мальчики и девочки) должны быть ниже ростом и иметь меньшую массу тела, чем их сверстники. Для 6-летних мальчиков длина тела предпочтительна в пределах 110 — 118 см, масса тела — 18 — 22,5 кг; для девочек — соответственно 107 —112 см и 16 — 17,5 кг; для 7-летних мальчиков рост — 118 — 127 см, масса тела — 21 —25,6 кг, для девочек — соответственно 118 — 125 см и 19,5 — 23 кг. У них должны быть тонкие кости, без выраженных эпифизов суставов, узкий таз (заметно уже плеч), длинные руки (средний палец при вытянутых вдоль тела руках заходит за линию середины бедра), прямые сухие ноги. Тело в общей сложности должно быть гармоничным, иметь красивые очертания.

Оценка способностей может осуществляться с помощью конт­рольных физических упражнений и систематических наблюдений. Каждое упражнение должно быть приспособлено для оценки од­ной из способностей (валидность), обладать устойчивостью при повторных измерениях (воспроизводимость) и независимостью от индивидуальных особенностей экспериментатора (объективность). В качестве контрольных упражнений берутся простые по технике исполнения упражнения. Они выполняются 2 — 3 раза. Окончатель­ный результат выводится по среднему показателю. Упражнения не должны дублировать друг друга. Испытания проводятся соревно­вательным методом. При повторном испытании соблюдаются все условия предыдущего.

Оценка и развитие координации движений — способности согла­совывать движения различными звеньями тела, соразмеряя их во времени, в пространстве и по величине мышечного усилия; соче­тать напряжения и расслабления работающих мышц; сохранять статическое и динамическое равновесие. Контрольные упражне­ния, в зависимости от возраста и двигательного опыта исследуе­мых лиц, составляются из симметричных однонаправленных (ноги !в стороны, руки в стороны и т.д.), разнонаправленных (ноги в .стороны, руки вперед и т.д.), из последовательных (правую руку      на пояс, левую руку на пояс, правую руку к плечу, левую руку к плечу и т.д.) и асимметричных согласований движений различ­ными звеньями тела. Каждое контрольное упражнение составля­ется не более чем на 8 счетов. Оно предварительно разучивается со всеми испытуемыми по одинаковой методике, а затем выполня­ется на оценку как можно точнее (балл) и быстрее (время). Выс-читывается коэффициент координации (К). Чем меньше его вели­чина, тем лучше развита координация движений:

Об уровне развития координации движений можно судить по способностям выполнять упражнения в заданное время, с задан­ной амплитудой, с заданной длиной прыжка, метания, ходьбы, бега и с заданным мышечным усилием; соразмерять движения во времени, в пространстве и по величине мышечного усилия (быст­рее, дальше, на заданную величину; в полную силу, в полсилы, в четверть силы и т.д.). Этот компонент координации движений срав­нительно быстро усваивается занимающимися, поэтому о ней чаще судят по способности согласовывать движения руками, ногами, головой и туловищем.

Способность сохранять равновесие оценивается: по времени удержания стойки на одной ноге, другая — стопой на подколенке опорной ноги, колено развернуто в сторону, руки вперед, глаза закрыты; по времени удержания стойки на пятках, на полупаль­цах одной и обеих ног, равновесия на одной на ограниченной и повышенной опоре.

О способности сочетать напряжения с расслаблениями судят по показателям миотонометра, по данным систематических визу­альных наблюдений за максимальным напряжением и предель­ным расслаблением мышц.

Координация движений развивается путем обогащения зани­мающихся разнообразным двигательным опытом, овладения но­выми для них упражнениями, систематического выполнения спе­циальных упражнений на координацию движений в обычных и усложненных условиях (после упражнений на силу, выносливость, умственного или физического утомления, эмоционального воз­буждения или угнетения и др.).

Оценка и развитие мышечной силы — способности гимнаста раз­вивать напряжение нужными группами мышц для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему при выполне­нии заданного упражнения. О силе мышц рук судят по количеству подтягиваний на перекладине, сгибанию и разгибанию рук в упо­ре на брусьях; о силе мышц ног — по количеству приседаний на одной ноге; о силе мышц передней поверхности тела — по количеству подниманий прямых ног из виса до касания перекладины, по времени удержания виса углом; о силе мышц задней поверхно­сти тела — по времени удержания горизонтального положения туловища при упоре бедрами о поверхность гимнастического коня с закрепленными ногами. Способность выполнить контрольное уп­ражнение 1—2 раза характеризует максимальную мышечную силу, от 2 до 10 раз — отражает ее с точностью до 80%, более 10 раз — силовую выносливость.

Для оценки относительной силы исследуемой группы мышц результат выполнения контрольного упражнения делят на вес гимнаста. Этот показатель по сравнению с другими в большей мере отражает способность гимнаста овладевать силовыми упражнени­ями.

Скоростную силу оценивают по времени бега на 20 м, прыжку в длину, в высоту; подтягиванию, сгибанию и разгибанию рук в упоре на время (берут 50 % от максимального исходного результа­та); метанию набивного мяча из-за головы, через голову из раз­личных исходных положений и др.

Для развития мышечной силы используются: упражнения с преодолением веса собственного тела; подтягивание в висе, сги­бание и разгибание рук в упоре; лазание по канату, шесту, лест­нице; прыжки в длину, в высоту, в глубину с последующим от­скоком, безопорные и опорные прыжки; поднимание прямых ног в висе до касания носками ног перекладины; наклоны и прогиба­ния в упоре на бедрах с закрепленными ногами; статические уп­ражнения для всех мышечных групп.

При развитии мышечной силы у начинающих юных гимнастов применяются отягощения, равные 20—40% от максимального, но выполняются упражнения с большой скоростью и до утомле­ния (до предела); постепенно переходят к нагрузкам, равным 40 — 60 % от максимальной, и лишь в отдельных случаях, по мере уве­личения мышечной силы, применяются отягощения, равные 60% и более от максимального. В процессе тренировки можно ориен­тироваться на уровень развития мышечной силы юных гимнастов 6 — 8 лет. Показатели приведены в таблице 5.

Максимальная статическая сила оценивается по времени вы­полнения статического упражнения (позы). В том случае, когда гимнаст оказывается способным удержать статическое положение тела или его звеньев не более 10 с, это принято считать за макси­мальную статическую силу; если же гимнаст удерживает статичес­кую позу более 10 с — за статическую выносливость к мышечным напряжениям. Статические упражнения являются эффективными при развитии не только статической, но и динамической мышеч­ной силы, а динамические силовые упражнения развивают стати­ческую мышечную силу. Динамические упражнения можно пред­ставить как разорванные статические упражнения. Кроме того, у максимальной динамической, статической и скоростной разно­видностей мышечной силы наряду с различиями есть и общие морфологические, биохимические, физиологические и психоло­гические механизмы. Их необходимо знать при оценке и развитии этих разновидностей мышечной силы.

Оценка и развитие гибкости — способности гимнаста выпол­нять движения с максимальной амплитудой. Различают пассив­ную и активную гибкость. Оценивают гибкость путем выполнения шпагатов, моста, наклона вперед из седа ноги вместе и из поло­жения стоя согнувшись. 6). При развитии гибкости сначала укрепляют сухожилия, прикрепляющие мышцы к костям, путем медленных безнагрузочных движений в суставах с максимальной амплитудой.

Пассивную гибкость развивают выполнением упражнений с отягощениями весом собственного тела, отдельных его звеньев, набивных мячей, гантелей и других предметов или прибегают к помощи партнера. В качестве упражнений применяют пружиня­щие покачивания в шпагате, взмахи ногами, наклоны в положе­нии седа, прогибания в висе, стоя на гимнастической стенке и др. Для развития активной гибкости применяют взмахи ногой с удер­жанием ее в конечной точке маха, медленные движения руками, ногами, туловищем по максимальной амплитуде против действия силы тяжести или преодолевая сопротивление резинового амор­тизатора. Перед выполнением упражнений на гибкость надо хоро­шо разогреть мышцы, связки и суставы.

Оценка и развитие устойчивости функций вестибулярного ана­лизатора к воздействию ускорений, возникающих при выполнении упражнений спортивной, художественной гимнастики и акроба­тики. Вестибулярный анализатор функционально связан со всеми органами и системами организма, поэтому сильные или продол­жительные ускорения могут вызвать сенсорные, соматические и вегетативные реакции.

Сенсорные реакции в виде головокружения возникают в ответ на воздействие углового ускорения. Оно вызывает ток эндолимфы в полукружных каналах, а она раздражает рецепторы, заложен­ные в ампулах каналов. Это — основные вестибулярные реакции. Соматические реакции проявляются в виде тонических рефлек­сов на мышцы рук, ног, туловища в результате раздражения ре­цепторов полукружных каналов и мешочков преддверия.

Вегетативные реакции возникают при воздействии ускорений на рецепторы полукружных каналов и мешочков преддверия. Они проявляются в виде учащения или урежения пульса, покраснения или побледнения кожи, пота, тошноты, рвоты и др.

Сенсорная вестибулярная реакция определяется по длительно­сти иллюзии противовращения (головокружения). При испытани­ях исследуемые лица переступанием выполняют 10 поворотов на 360° за 20 с. Туловище наклонено вперед до горизонтали, руки свободно опущены. Иллюзия противовращения (сенсорная реак­ция) оценивается по времени от остановки вращения до исчез­новения чувства противовращения. О ее исчезновении испытуе­мый сообщает установленным педагогом сигналом («есть»). Для начинающих гимнастов вестибулярная нагрузка может быть умень­шена до 5 поворотов за 10 с.

Соматическая вестибулярная реакция оценивается по длитель­ности нистагма глаз после выполнения поворотов. При этом глаза совершают ряд быстрых ритмических подергиваний, из которых каждое состоит из двух движений — одного быстрого, направлен­ного в сторону вращения, другого — медленного, направленного в противоположную сторону. Вид нистагма (направление движения глаз) зависит от воздействия ускорений на рецепторы того или иного полукружного канала. Нистагм глаз всегда возникает в плоскости, параллельной тем каналам, рецепторы которых под­вергаются раздражению. После остановки вращения эндолимфа в полукружных каналах перемещается в сторону, противоположную вращению (она возвращается на свое место), и вызывает ритмические движения глаз, которые называются постнистагмом. Он-то и оказывается более удобным для наблюдения, так как испытуе­мый находится в состоянии покоя. Постнистагм оценивается в секундах. После 10 поворотов за 20 с засекается время от момента прекращения поворотов до исчезновения подергивающих движе­ний глаз. Этим временем и определяется продолжительность пост­нистагма глаз. Другими упражнениями могут быть:

1. Повороты. Для проведения испытаний на полу чертится круг диаметром 75 см и от его окружности проводится 6 параллельных линий на расстоянии 25 см одна от другой длиной 8 м (рис. 264). Испытуемый становится в круг, наклоняет туловище вперед до горизонтали и выполняет 10 поворотов за 20 с. Окончив поворо­ты, выпрямляется и проходит вперед, стараясь не выходить за пределы центрального коридора. В конце пути делает 10 подскоков на месте с сомкнутыми носками и пятками или на одной ноге.

Отклонение тела во время ходьбы и подскоков в пределах цен­трального коридора оценивается как отличная устойчивость, в пределах двух коридоров — хорошая, трех коридоров — удовлет­ворительная и при более значительных отклонениях — неудовлет­ворительная. Это упражнение может выполняться с наклоненной назад головой. Для того чтобы испытуемый во время поворотов не потерял ориентировку и не вышел из круга, перед его глазами над центром круга помещается какой-либо предмет, например кончик обыкновенной указки. При таком положении головы воз­действие ускорений оказывается значительно сильнее, чем при наклоне туловища вперед, поэтому нагрузка может быть снижена до 5 поворотов за 10 с. Оценка устойчивости осуществляется по той же шкале, что и в первом варианте.

2. Кувырки. Выполняется 5 кувырков за 10 с. После их выполне­ния надо встать в основную (строевую) стойку и устоять в этом положении с сомкнутыми носками и пятками (или на одной ноге) не менее 10 с. Если это испытуемому удастся, то его устойчивость может быть признана отличной; если же происходит схождение с места до одного шага (50 см) — хорошей; от 1 до 2 шагов — удовлетворительной и при более значительных отклонениях — неудовлетворительной. Кувырки удобно выполнять на гимнасти­ческих матах (на одном мате один кувырок) или на акробатичес­кой дорожке.

Вегетативные вестибулярные реакции можно изучать с помощью приведенных выше упражнений. До и после выполнения поворо­тов, кувырков или комплекса из сочетания поворотов и кувырков у исследуемых измеряют пульс, наблюдают за цветом их лица, по­явлением пота на лбу, признаков тошноты, рвоты, головокруже­ния и самочувствием. Контрольное упражнение может включать четыре поворота на 360°, четыре кувырка и 20 подскоков на месте. Сначала выполняются два поворота по часовой стрелке с накло­ненной назад головой, затем два кувырка вперед, снова два пово­рота, но уже против часовой стрелки, и два кувырка вперед.

Лица с явно выраженными сенсорными, соматическими и ве­гетативными реакциями должны пройти медицинское обследова­ние. Устойчивость функций вестибулярного анализатора к воздей­ствию ускорений и податливость к развитию индивидуально раз­личны.

Для повышения устойчивости вестибулярных реакций гимнасти­ческие упражнения и способы их выполнения подбираются таким образом, чтобы воздействие создаваемым ускорением оказывалось на рецепторные приборы всех отделов вестибулярного аппарата.

Функции сагиттальных каналов можно совершенствовать путем систематического выполнения наклонов головы и туловища, ку­вырков, переворотов, оборотов на перекладине вперед и назад.

Функции фронтальных каналов улучшаются при выполнении наклонов головы, головы и туловища, переворотов боком вправо и влево, поворотов на 360° и более в положении наклона вперед и

назад.

Функции горизонтальных каналов можно развить выполнением поворотов головы, головы и туловища вправо и влево, прыжков с поворотом на 180°, 360° и более.

Для воздействия на рецепторные приборы полукружных кана­лов могут применяться и другие упражнения, создающие ускоре­ния в соответствующих плоскостях пространства.

Функции отолитового прибора развиваются при выполнении: прыжков, стоек на голове, на руках; переворотов боком, вперед, назад; кувырков с последующим прыжком вверх, наклонов и при­седаний с последующим прогибанием и других упражнений, свя­занных с быстрой сменой положений головы и туловища в про­странстве.

Комплексное воздействие на рецепторные приборы всех отделов вестибулярного аппарата достигается сочетанием перечисленных выше упражнений. Так, например, повороты можно сочетать с наклонами головы, головы и туловища вперед и назад, вправо и влево, а кувырки выполнять в комплексе с поворотами и перево­ротами. Выполнение этих упражнений в значительной степени связано с воздействием ускорений Корнолиса, являющихся силь­ным раздражителем рецепторов вестибулярного анализатора.

Для повышения устойчивости вестибулярных реакций при дли­тельном действии ускорений большое значение имеет укрепление мышц брюшного пресса и подвздошно-поясничных мышц. Это уменьшает болтанку внутренних подвижных органов и поступле­ние в центральную нервную систему, особенно в кору головного мозга, дополнительных нервных импульсов, ослабляющих ее регуляторные способности. Оптимальное же воздействие ускорени­ями на вестибулярный анализатор повышает функциональные возможности подкорковых образований (мозжечок и др.) и коры головного мозга, а через них положительно сказывается на про­явлении двигательных и психических способностей гимнастов. Поэтому перечисленные выше упражнения нужно включать в под­готовительную часть учебно-тренировочных уроков и в разминку I   на спортивных соревнованиях.

Оценка и развитие внимания — способности выделять сознани­ем воспринимаемые или вспоминаемые объекты с одновремен­ным отвлечением от остальных. Сознание направляется на инте­ресующие гимнаста объекты, явления окружающей действитель­ности, на его собственный внутренний мир: движения, действия, поступки, мысли, чувства, переживания и др. По образному вы­ражению К.Д.Ушинского, внимание является той единственной дверью нашей души, через которую проходит все, что есть в со­знании.

Внимание может быть непроизвольным, произвольным, пос-лепроизвольным, внутренним и внешним. Каждый из этих видов внимания включает в себя объем, интенсивность, устойчивость, распределение и переключение.

Объем внимания может оцениваться с помощью бланкового метода и гимнастических упражнений. При бланковом методе испытуемым предъявляются картинки с изображением хорошо зна­комых им объектов (спортивный зал, дом, домашние животные, птицы и др.); нарисованных на плотном листе бумаги 50x50 см, разлинованном на квадраты. Контрольное гимнастическое упраж­нение может быть предъявлено также в виде картинки с изобра­жением различных положений звеньев тела в пространстве или показано педагогом. Объекты для восприятия предъявляются гим­настам в течение 1 с. За 80 % и более правильно названных и раз­мещенных в своих квадратах объектов или положений звеньев тела в пространстве при показе упражнения — ставится оценка «5»; за 70-79% - «4»; за 60 —69% - «3»; за 59% и менее — «2».

Количество объектов, предлагаемых для восприятия детьми дошкольного возраста, равно 3 — 4, младшего школьного возра­ста — 5 — 6, среднего школьного возраста — 7 —8 и старшего школьного возраста — 9—11.

Интенсивность внимания определяется по точности восприя­тия и отображения деталей объектов, например: не просто дом, а дом с открытой дверью, дымящейся трубой, выкрашенный в са­латный цвет и т.п. При обучении новому упражнению об этом свойстве внимания судят по точности его восприятия и словесно­го или графического отображения, а также по догадке обучаемых о наиболее рациональном способе его исполнения, по способно­сти обнаруживать ошибки в движениях товарищей и у самого себя, находить способы их устранения.

Объем и интенсивность внимания проявляются в тесной взаи­мосвязи и поэтому оцениваются одной оценкой — коэффициен­том объема и интенсивности внимания.

Устойчивость внимания определяется по результатам измене­ния всех видов и свойств внимания с течением времени: в нача­ле, в середине, в конце урока. Наблюдение ведется за частотой отвлечения внимания обучаемых лиц при использовании педаго­гом методов создания представления об изучаемом упражнении, за точностью его исполнения, за способностью плодотворно ра­ботать длительное время в неблагоприятных условиях. Оценивает­ся это свойство внимания по усмотрению педагога.

Переключение внимания и его устойчивость оцениваются путем несложных действий с цифрами. Возможны три способа действий.

Первый способ: сложить две цифры (1 + 2), расположив их одна под другой, и к полученной сумме прибавить 1. Результат (4) написать рядом с верхней цифрой справа, а верхнюю предыду­щую цифру (1) написать снизу. Полученная новая пара опять скла­дывается и т.д. Если сумма выражена двузначным числом, то записывается только цифра, обозначающая единицы, а десятки от­брасываются.

Второй способ аналогичен первому, только из суммы двух чисел единица вычитается.

Третий способ: цифры также складываются, из суммы вы­читается единица, но результат записывается рядом с нижней циф­рой первой пары, а нижняя цифра записывается рядом с верхней.

Оценка: 18 переключений в 1 мин «5»; 14 — 17 — «4»; 10 — 13 — «3»; 9 — 12 — «2»; 8 и меньше — «1».

На каждый способ действий отводится 1 мин. Последователь­ность способов переключения внимания следующая: IIIIII; II I III; III II I.

Распределение и переключение внимания оценивают также с по­мощью бланкового метода и гимнастических упражнений. Эффек­тивным бланковым методом является использование черно-крас­ной таблицы размером 50x50 см. На ней вперемежку изображены от 1 до 24 красных и столько же черных цифр. При испытании распределения внимания от исследуемых требуется назвать и по­казать указкой как можно быстрее красные цифры от 1 до 24 или черные — от 24 до 1. Оценивается время выполнения задания.

Переключение внимания оценивается по времени нахождения на таблице цифр от 1 до 24 в такой последовательности: сначала называется 1-я красная и 24-я черная, затем 2-я красная и 23-я черная и так далее — одни цифры в возрастающей, а другие в убывающей последовательности.

В качестве гимнастического упражнения для оценки способно­сти гимнастов распределять и переключать внимание применяет­ся прохождение по двум гимнастическим скамейкам, поставлен­ным одна в продолжение другой. Упражнение состоит из двух за­даний. Первое — пройти по гимнастическим скамейкам как мож­но быстрее (не бежать); второе — прохождение сочетать со счетом по таблице умножения. При прохождении вперед — умножать на 6, обратно — на 7. Под каждое действие умножения выполняется одно перебрасывание мяча (волейбольного, гандбольного) из одной руки в другую. Расстояние между кистями вытянутых впе­ред рук равно 0,5 м. После первого прохождения поворот делается , Не на скамейке, а на полу. Это упражнение может быть усложнено прохождением по рейке перевернутых скамеек, по низкому или высокому гимнастическому бревну. Сложность задания подбира­ется в зависимости от возраста и подготовленности гимнастов.

Развитие внимания осуществляется во всех частях урока гимна­стики. В подготовительной части применяются подвижные и упро­щенные спортивные игры для развития преимущественно объ­ема, распределения и переключения внимания. В основной части урока при обучении новым упражнениям, при выполнении ком­бинаций в усложненных условиях развиваются главным образом интенсивность и устойчивость внимания.

Категория: ОБУЧЕНИЕ ГИМНАСТИКЕ | Просмотров: 582 | Добавил: uchitel | Теги: сайт для учителей физкультуры, гимнастические упражнения, методические рекомендации для учите, гимнастика в школе, преподавание гимнастики | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru