Многим, очень многим обязано человечество Древней
Элладе. На ее земле расцвели науки и литература, театр и архитектура, искусство
скульптуры и музыка...
Но древние греки больше всего ценили в человеке гармонию,
совершенство и ума, и души, и тела. Неудивительно, что и спорт, настоящий
спорт, в нашем понимании этого слова, тоже зародился на земле Древней Греции.
И еще одно важнейшее открытие сделано было в Древней
Греции: спорт может мирить врагов, останавливать войны, быть важной основой
для добрых отношений между государствами. Вот с этой благородной целью и были
задуманы Олимпийские игры,
с которых, собственно, и начинается история спорта.
Но, разумеется, у Олимпийских игр, ведущих отсчет от 776
года до н. э., была своя предыстория и свои причины, обусловившие их начало.
Древняя
Греция разделялась на города-государства, такие, как Афины,
Спарта, Коринф, Дельфы, Лариса... Между ними происходили постоянные войны.
Поскольку мужчин в каждом городе было относительно немного, это заставляло
греков заботиться о воспитании и военно-физической подготовке каждого из них.
Правда, в разных городах это происходило по-разному.
Если, например, Афины были прогрессивным государством, где быстро развивались
экономика и культура, то в Спарте долгое время сохранялись традиции древнего
родового строя, опиравшегося исключительно на военную силу. Поэтому и принципы
воспитания подрастающего поколения в этих городах существенно различались.
В Спарте
воспитание было суровым, даже жестоким. Как свидетельствуют античные авторы,
родители были обязаны приносить каждого новорожденного ребенка на осмотр к так
называемым геронтам. Они определяли, оставить ребенка в живых, или, если он
казался слабым и хилым, сбросить его в ущелье с горы Тайгет. А здоровых детей
не пеленали, чтобы они закалялись с первых же дней жизни.
В семье мальчики воспитывались только до семи лет, потом
они росли под руководством специальных учителей, называвшихся педономами.
Уже в 14 лет они считались воинами и обучались владению
оружием. Самым трудным для них оказывался первый, испытательный год, когда их
подвергали различным истязаниям для воспитания выносливости и силы духа.
Юношей-спартанцев почти не кормили, они спали на связках
камыша, в любую погоду ходили босыми и почти голыми. Все время они занимались
физическими упражнениями. Каждый год между юными спартанцами устраивались
состязания в силе и ловкости, где превозносили победителей и жестоко высмеивали
побежденных.
Нередко среди спартанских юношей намеренно
провоцировались раздоры и драки, чтобы лишний раз убедиться в их смелости и
способности постоять за себя.
Когда же молодому спартанцу исполнялось 20 лет, его
переводили в специальную группу для систематического военного обучения. Длилось
оно 10 лет, однако и позже спартанцам-мужчинам приходилось в определенные
сроки выходить на учебные площадки.
Но, между прочим, столь же жестко воспитывали в Спарте и
девочек. До замужества они вели точно такой же образ жизни и переносили те же
физические нагрузки, что и сверстники-мальчики...
В Афинах же система воспитания была совершенно иной. Это
было обусловлено тем, что городу нужны были не только закаленные, сильные
воины, но и образованные люди, способные управлять кораблями, вести торговлю,
быть дипломатами в общении с жителями других государств.
Поэтому юношей обучали музыке и пению. С 7 до 14 лет они
обучались в грамматической и гимнастической школах. Правда, в гимнастической
школе они занимались точно такими же упражнениями, что и спартанцы.
В 16 лет юные афиняне начинали посещать гимнасий, где
физическая подготовка была еще более серьезной. Тем не менее, в отличие от
Спарты в Афинах у молодых люде старались развивать и тело, и ум.
У греческих философов можно найти немало свидетельств
того, как относились в Древней Элладе к физическому развитию и физическому
совершенству человека. «Было бы безобразием по собственному незнанию состариться
так, — писал Сократ (469-399 гг. до н. э.), — чтобы даже не видеть по самому
себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы».
Человека, не умеющего писать и плавать, презрительно величали в Греции
«телесным и умственным калекой».
Надо полагать, таких людей в Элладе было не так уж много.
Несмотря на все различия, присущие городам-государствам, постепенно в Древней
Греции сложилась общая и совершенная система физического воспитания. Называют
ее античной гимнастикой. |