Названия сегодняшних команд-фаворитов у всех на слуху- «Уильямс», «Бенеттон», «Макларен»… Как и имена прославленных пилотов. Кто же не знает, что Михаэль Шумахер выступает на «Феррари», Дэмон Хилл за «Уильямч», а Айртон Сенна выступал за «Макларен». В последнее время в гонках все чаще побеждает финн Мика Хаккинен из команды «Макларен».
А вообще за 50 лет существования «Формула-1» открыли
миру немало громких имен. Четырехкратный чемпион мира француз Ален
Прост, трехкратный чемпион бразилец Нельсон Пике. И конечно,
знаменитость из знаменитостей трехкратный чемпион мира бразилец Айртон
Сенна… Сенна, национальный герой Бразилии, как знает весь мир, погиб
несколько лет назад на трассе. Что поделаешь, Большие гонки- это большой
риск, и иной раз на огромной скорости гонщика подстерегают всякие
случайности. Хотелось бы, конечно, чтобы трагических эпизодов в Больших
гонках было как можно меньше… Правила, по которым проводятся Большие
гонки, довольно сложны. Поначалу проводятся так называемые
квалификационные заезды. В них гонщики определяют последовательность, в
которой они будут стартовать в основных заездах. Тот, кто показал в
«квалификации» лучшее время, в «основе» стартует первым, худшее -
последним. Догонять всегда труднее, поэтому уже в квалификационных
заездах разворачивается упорная и непримиримая борьба. Однако среди
героев Больших гонок не только пилоты, болиды, на которых они мчатся, но
и.. двигателя машин. Дело в том, что, несмотря на заранее оговоренный
объем движков, нет предела их совершенствованию. Здесь идет отчаянная
борьба между фирмами- производителями, официальными поставщиками «Формулы-1»,
за качество и вес, опробуются самые новейшие технические решения. Вот,
например, лучшим для болидов в последнее время считался двигатель «Рено». По мощности он уступает «Феррари»
или «Пежо», однако за счет новых материалов оказался гораздо легче
последних. А «сброшенный» вес- это дополнительная скорость.
В рамках
дозволенного Международной автомобильной федерацией конструкторы ищут и
другие решения, позволяющие увеличить скорость, -например,
совершенствуют аэродинамические характеристики отдельных узлов болида.
Как и положено в соревновании идей, у каждой фирмы-производителя многие
технически частности остаются для всех тайной за семью печатями и
строжайшим образом охраняются. Ну, а вся гоночная машина- это настоящее
чудо техники, оснащенное электроникой, сложнейшей системой контроля за
«поведением» всех узлов и агрегатов. Впрочем, какой же еще она должны
быть, если «Формула-1» считается самым современным видом спорта,
отвечающими духу конца XX века. ПО технической оснащенности болиды
нередко сравнивают с самыми совершенными самолетами, и совершенно
справедливо… Помимо гонщиков и болидов, есть у Больших гонок и другие,
более скромные герои. Это техники, входящие в каждую команду. Мало того,
что они готовят машину к гонкам с не меньшей, если не с большей
тщательностью, чем готовятся к полету реактивный самолет, им приходится
принимать в соревнованиях и самое непосредственное участие. Время от
времени для каждого гонщика наступает короткий «артракт». Опорожнив бак и
истрепав огромной скоростью шипы, болид сходит с трассы и устремляется к
своему ремонтному боксу. Вот тут-то и начинается спектакль на
загляденье! Слаженная бригада техников демонстрирует чудеса
оперативности. Машина мигом поднимается на домкратах или воздушной
подушке, колеса заменяются, одновременно заправляется топливом бак… И
всем этим точь-в-точь как дирижер оркестра управляет специальный
человек. Всего несколько мгновений, и болид вновь вытаскивает на трассу.
Рекордные время технического обслуживания в боксе – 9.2 секунды.
Неофициальный рекорд, установленный на тренировке и того меньше- 5,6
секунды.
Даже поверить трудно! Словом, соревнуются во время гонок не
только пилоты. А зрители с восторгом и замиранием сердца следят за
действиями всех участников. Ведь мужество, отвага, умение бороться за
победу и даже достойно проиграть, всегда были одними из самых
привлекательных человеческих свойств. Но если в наши дли «Формула-1»-
самый современный вид спорта, интересно, за какими соревнованиями будут
следить зрители XXI века? Может быть, за гонками на ракетах по маршруту
Земля-Луна?
Впрочем, такое предположение лежит, как говорится, на
поверхности. А человек невероятно изобретателен, и решения его могут
быть самыми неожиданными.
...Раз в четыре года на планете Земля случаются события,
приковывающие к себе внимание почти всех ее обитателей.
С огромным напряжениям, нервничая, споря друг с другом,
радуясь и огорчаясь, миллионы людей проводят у экранов телевизоров долгие
часы, следя за малейшими подробностями этих событий и еще долго переживают их
после окончания передачи. Этим событиям отводят первые полосы все газеты мира,
непрерывные репортажи идут по радио. А некоторым счастливчикам несказанно
повезло: они сумели поехать непосредственно к месту событий и там следить за
ними воочию.
Все понятно: в какой-то из стран проводятся игры
очередного первенства мира по футболу. Последний мировой чемпионат, как
известно, проходил во Франции...
Раз в четыре года, правда, с другим «циклом », как раз
между футбольными чемпионатами, на планете Земля происходят и другие великие
события: собираются вместе легкоатлеты, боксеры, пловцы, велосипедисты, спортсмены
иных «специальностей», и начинаются соревнования, называемые Олимпийскими
играми. Принять в них участие, а тем более победить — огромный почет для
спортсмена. А весь остальной мир опять-таки следит за Олимпиадой, переживая,
разбирая, смакуя подробности, радуясь удаче «своих».
Надо добавить к этому чемпионаты мира по хоккею,
баскетболу, ручному мячу, волейболу и многим другим видам спорта. Кроме того,
свои соревнования, проводятся и в каждой отдельной стране. Словом, никто не
будет спорить: прочно и навсегда вошел спорт в жизнь людей. Одни участвуют в соревнованиях,
другие «болеют». Вполне вероятно, многим «болельщикам» никогда в жизни не
доводилось выходить на беговую дорожку или ринг, но все равно интересуют их и
бокс, и легкая атлетика, не говоря уж о футболе...
Надеюсь, закончив чтение этой книги, вы поняли, отчего
это происходит и для чего она была написана. Спорт стал такой же составной
частью нашей жизни, как книги, театр, кино...
Хотелось бы, чтобы «болельщики» почаще выходили на
беговую дорожку, борцовский ковер, футбольное поле. Пусть не за рекордами и
медалями, а за хорошим настроением и «радостью тела». В любом возрасте, а уж в
юном тем более. По счастью, многие это все яснее понимают.
|