Новое время (XVIII
— начало XIX в.) характеризуется быстрым развитием наук, культуры,
промышленного производства, борьбой буржуазии за власть. В этих условиях
идеологи буржуазии выступали против всех феодальных устоев. «Религия, понимание
природы, общество, государственный строй — все было подвергнуто самой
беспощадной критике...», — писал К. Маркс.
Гуманисты
предлагали установить новую систему всестороннего воспитания юношества, чтобы
освободить его от старых феодальных традиций и догм. Большое внимание
уделялось физическому воспитанию путем использования гимнастических упражнений.
Развивались идеи Я. А. Коменского и Д.Локка о соотношении чувственного и
умственного познания окружающего мира, необходимости развития функций органов
чувств, закаливания, физической подготовки детей и юношества. В этот период
наиболее сильное влияние на развитие гимнастики оказали Руссо и Песталоцци.
Жан Жак Руссо
(1712 — 1778), идеолог революционной мелкобуржуазной демократии, считал, что
при подготовке ребенка к жизни надо приучать его к испытаниям, закаливать
тело, чтобы оно могло противостоять непогоде, голоду, жажде, усталости. Руссо,
как и Локк, особое внимание обращал на необходимость развития функций органов
чувств, приобретение ребенком, юношей Двигательного, эмоционально-волевого и
нравственного опыта. Руссо писал: «Итак, если вы хотите воспитать ум вашего
ученика, воспитывайте
силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его
здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным; пусть он работает,
действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он
человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму... Крайне плачевное
заблуждение воображать, что телесные упражнения вредят работе ума: как будто
эти две деятельности не должны идти рука об руку и как будто одна не должна
направлять другую»1.
Физическое
воспитание, по убеждению Руссо, является основой умственного, трудового и
нравственного воспитания. Средством решения воспитательных задач Руссо считал
гимнастические упражнения, бег, метания, прыжки, игры, прогулки и др. Для
повышения заинтересованности и активности детей в развитии их двигательных
способностей он предлагал использовать соревновательный метод.
Швейцарский
педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746 — 1827) всю свою жизнь посвятил обучению
и воспитанию детей простого народа. Он рекомендовал развивать у них
двигательные, умственные, нравственные (человеческое достоинство, трудолюбие,
добросовестность, волю и др.) способности; формировать умения и навыки,
необходимые в повседневной жизни, сельском хозяйстве, ремесленном и
промышленном производстве. Ведущая роль отводилась физическому воспитанию. Оно
начиналось с «естественной домашней гимнастики», когда мать помогает ребенку в
его самых первых самостоятельных движениях, продолжается в подвижных и народных
играх, забавах, в занятиях элементарной (суставной) гимнастикой и завершается
овладением трудовыми процессами.
Чтобы обучение
детей сделать доступным и понятным, Песталоцци предлагал все отрасли знания
свести к основным, простым и ясным элементам. Важным элементом человеческого
тела он считал сустав. Поэтому, рассуждал Песталоцци, детей надо начинать
учить движениям, развивающим пластичность и гибкость каждого отдельного
сустава, далее постепенно усложнять упражнения движениями, при которых
задействованы одновременно два-три сустава и более, и завершать обучение,
предлагая ребенку выполнить сложный комплекс упражнений. Фактически это была
система развития координации движений. Гимнастические упражнения должны были
выполняться сознательно, а не подражательно. На базе элементарной гимнастики
рекомендовалось проводить особую «индустриальную гимнастику».
Во взглядах
Песталоцци на нравственное и физическое воспитание заложены основы системы
физической подготовки с профессиональной направленностью. В то же время его
взгляды следует считать
ограниченными в силу того, что человека, его организм, окружающую
действительность он представлял как сумму независимых друг от друга явлений, не
видя между ними тесной диалектической связи.
Таким образом, в
Новое время гимнастика получает дальнейший толчок к развитию под влиянием
более прогрессивного капиталистического способа производства, развития наук (в
том числе и наук о человеке), культуры, повышения боеспособности армий в связи
с необходимостью ведения войн. |