В русском государстве
физическому воспитанию молодежи, подготовке ее к жизни и трудовой
деятельности всегда уделялось большое внимание. Этой цели служил прежде всего
сам труд крестьянина, ремесленника, рабочего, который требовал больших физических
усилий. Поэтому трудовое воспитание сочеталось с физическим воспитанием. Для
этого применялись различные народные игры, танцы, пляски, бег, прыжки, лазания
и др.
Осознавалась польза занятий гимнастикой и для детей
школьного возраста. Это нашло отражение в
педагогических трудах Н.И.Новикова (1744 — 1818), В.Г.Белинского
(1811 — 1848) и А.И.Герцена (1812 — 1870).
Физическое воспитание и развитие детей они рассматривали в связи с
социальными и естественными условиями жизни и закономерностями формирования
личности. В 1840 — 1850-х гг. делается
попытка внедрить гимнастику как учебную дисциплину в систему школьного
образования в Москве и Петербурге.
Ценный опыт применения физических упражнений с целью
боевой подготовки войск был накоплен в эпоху Петра I. Многие из применявшихся упражнений относятся к числу гимнастических:
ходьба, бег, метания, прыжки в длину, в высоту, в глубину, опорные,
переползание по-пластунски, подползание, лазание по лестнице, канату, шесту,
перелезание через различные препятствия и др.
Воинским уставом 1716
г. предусматривалось формировать у солдат и офицеров те способности,
которые потребуются на войне. У солдат и офицеров развивались выносливость,
сила, быстрота, решительность и смелость, умение быстро и сноровисто выполнять
приемы штыкового боя, преодолевать наземные и водные препятствия, метко
стрелять, совершать продолжительные марши. Офицеры, организующие физическую
подготовку солдат, должны были принимать во внимание их индивидуальные
особенности, заботиться об их здоровье, учить словом и личным примером.
А.В.Суворов (1730 — 1800) ввел регулярную физическую подготовку
для развития у солдат и офицеров силы, быстроты, выносливости, уверенности в
своих силах как основы решительных и смелых действий на поле боя. Впервые в
войсках была введены утренняя физическая и боевая тренировки. К офицерам
предъявлялись следующие требования: забота о здоровье солдат; непрерывность
тренировки; обучение рассказом, личным показом, без торопливости и жестокости;
последовательность обучения двигательным действиям, постепенное повышение
испытываемых нагрузок; высокая эмоциональность процесса обучения.
Принципы боевой и физической подготовки войск, разработанные
и подтвержденные на поле боя в эпоху Петра 1 и А.В.Суворова, были использованы
М.И.Кутузовым и другими передовыми полководцами России.
После восстания декабристов (1825) встал вопрос о
пересмотре системы воспитания защитников
престола. Поэтому в 1826 г. занятия гимнастикой вводятся в кадетских корпусах,
в 1838 г. — в гвардейских полках, а затем и во всей армии. Потребовались
руководители занятий, методическая литература, спортивная база. Занятия
проводились по французской, немецкой и шведской системам гимнастики.
Утверждается руководство «Военная гимнастика и фехтование на штыках и на
саблях верхом», в котором предусматривалось развитие способностей, необходимых
для успешного овладения боевыми приемами с оружием.
В 1827 г. директором военно-учебных заведений издается
циркулярное предписание, где говорится: «Для развития сил физических весьма
нужно, чтобы воспитанники военно-учебных заведений в свободное от занятий
время занимались гимнастическими упражнениями». Издается книга Гутс-Мутса
«Гимнастика для юношества». С целью популяризации гимнастики вводятся соревнования
с награждением победителей.
В русской армии простейшие упражнения на снарядах впервые
стали применяться в 40-х гг. XIX в.
После поражения России в Крымской войне (L853 —1856) была усилена роль
гимнастики в боевой подготовке личного состава армии и флота. В военных
училищах вводятся гимнастика и фехтование
(5 ч в неделю) и утренняя гимнастика (10 — 15 мин). В 1858 г. Морское
ведомство издает «Урочные таблицы вольных гимнастических упражнений и
первоначального фехтования». В 1859 г. вводятся правила обучения гимнастике.
Урок проводился в произвольной форме.
После отмены крепостного права в 1861 г. на развитие
гимнастики оказали влияние следующие факторы: становление России на путь
капиталистического развития; выводы, сделанные из поражения в Крымской войне;
отмена рекрутской системы комплектования армии и сокращение срока службы с 25
до 6 лет, увеличение численности армии; оснащение армии более дальнобойным и
скорострельным нарезным оружием. Все это потребовало от военнослужащих высокой
физической подготовленности.
В 1861 г. вводятся в действие «Правила для обучения
гимнастике». Гимнастика включала упражнения приготовительные (вольные,
силовые, парные и упражнения в сопротивлении), бег, прыжки в длину, высоту, с шестом,
упражнения в равновесии на бревне, в висе на перекладине, различные виды
лазания, перелезания и др. К «Правилам» были приложены таблицы упражнений,
распределенных по урокам, давались методические указания к проведению занятий.
Со временем «Правила» были усовершенствованы и на их основе
создано и в 1879 г. утверждено первое официальное наставление по физической
подготовке — «Наставление для обучения войск гимнастике». Проводилась проверка
физической подготовленности солдат, которая делилась на разряды. К первому
разряду были отнесены солдаты, ловко и правильно выполнившие упражнения на
всех снарядах и справившиеся со следующими нормативами: 1) правильно подняться
на руках по наклонной лестнице на 10 ступеней и на последней из них подтянуться
3 раза; 2) перепрыгнуть через ров шириной 4,25 аршина; 3) выполнить прыжок
боком через горизонтальное бревно высотой 1,75 аршина. Ко второму разряду
относились солдаты, хорошо выполнившие упражнения на всех или большинстве
снарядов и, кроме того, оказавшиеся способными: 1) подняться по лестнице на 5
ступеней и три раза подтянуться; 2) перепрыгнуть через ров шириной в 4 аршина;
3) перепрыгнуть через бревно высотой 1,5 аршина.
В 70-х гг. в ряде крупных городов России появляются
немецкие гимнастические общества, для проведения занятий приезжают инструкторы
из Германии. В программу занятий включаются более сложные упражнения на снарядах, разрабатываются
техника их исполнения и методика обучения.
Во второй половине XIX в. во многих странах мира получает
распространение спорт. Развитие его в России было вызвано общекультурным
подъемом в этот период, а следовательно, и повышением интереса к физическому
воспитанию народа.
В 1910 г. вводится в действие «Наставление для обучения
войск гимнастике». Задачами гимнастики были: развитие силы, выносливости,
быстроты в действиях, сообразительности, уверенности в своих силах, решительности и смелости, способности сноровисто преодолевать
препятствия и др. Упражнения объединялись в пять разделов: 1) вольные
упражнения и упражнения с палками и ружьями; 2) упражнения на снарядах, прыжки
в длину, глубину, высоту, лазание; 3) ходьба, бег в различных сочетаниях без
снаряжения и в снаряжении; 4) полевая гимнастика; 5) групповые упражнения,
пирамиды, игры, перетягивание каната, лапта, футбол, бой стенка на стенку,
метание копья, толкание ядра, лыжная подготовка и др.
Занятия продолжительностью от получаса до часа
проводились ежедневно в течение всей службы. Для занятий оборудовались гимнастические
залы и площадки.
Занятие по гимнастике делилось на три части: 1) строевые,
вольные упражнения; 2) упражнения на снарядах; 3) ходьба, бег.
«Наставлением» предусматривалось проведение индивидуальных
и командных соревнований по гимнастике в подразделениях.
В России из всех национальных систем гимнастики предпочтение
отдавалось сокольской системе. В 1900 г. появляются первые организации «Сокол».
Особенно бурно сокольское движение стало
развиваться после революционных событий 1905 —1907 гг. В 1907 г. были
разрешены сокольские гимнастические общества. Сокольское движение
использовалось для сближения интересов всех славянских народов. Правительство
России использовало сокольское движение с целью отвлечения молодежи от
революционной борьбы и подготовки ее к службе в армии. Общества «Сокол»
создавались во всех крупных городах России. Для руководства занятиями приглашались
чешские специалисты, готовились и свои национальные кадры. Уроки русских и
чешских обществ «Сокол» в принципе были одинаковыми. На них изучались
упражнения, доступные для занимающихся. Занятия проводились с музыкальным
сопровождением, пением. Устраивались соревнования, красочные массовые
выступления. Постепенно росло количество занимающихся гимнастикой.
Первые кружки сокольской гимнастики появились в 1897 г. в
Тифлисе, в 1903 г. — в Петербурге и Баку. 7 марта 1903 г. в Петербурге
проходил Всероссийский любительский чемпионат, включавший борьбу, поднятие
тяжестей, бокс, фехтование и гимнастику. Гимнасты выступили на брусьях
и завоевали уважение публики. В 1910 г. был утвержден Союз русского сокольства
и начал издаваться журнал «Сокол». В 1913 г. Россия вступила во Всеславянский
сокольский союз. Русские гимнасты участвовали во Всесокольских слетах,
проводимых в Праге каждые 5 лет. Готовились свои национальные кадры, росло
спортивное мастерство гимнастов.
Специалисты по физическому воспитанию для армии готовились
в Главной гимнастическо-фехтовальной школе Петербурга (теперь это Военный
институт физической культуры). Инструкторы этой школы в 1914 г. выступили с
показательными упражнениями на съезде французских гимнастов настолько
блестяще, что местные газеты писали про них: «Гимнастика русских — чудо!» После
этого они выступили в столице Сокольской гимнастики — Праге, где покорили
зрителей виртуозностью, красотой, грациозностью и своеобразием исполненных
упражнений.
В 1911 г. состоялся первый съезд делегатов Союза русского
со-кольства. В основу его работы была положена идея о том, что русское
сокольство «должно явиться средством спаяния племен Российской империи во имя
блага и мощи России как великого славянского государства».
В конце XIX столетия в Россию проникли европейские национальные системы
гимнастик: французская, немецкая и шведская. Они внедрялись главным образом в
армию, но попытка применить немецкую систему гимнастики в русской школе
встретила гневный протест революционных демократов и просветителей, передовых
педагогов и врачей. Ярыми противниками ее были Д.И.Писарев, К.Д.Ушинский,
Е.А.Покровский, Е.М.Дементьев и др.
Самый большой удар по авторитету немецкой системы гимнастики
нанес отечественный ученый П.Ф.Лесгафт. Он убедительно доказал ненаучность ее
основ, отсталость и непоследовательность ее педагогических идей. Он показал,
что ни одна система гимнастики Запада не соответствует рациональным началам анатомии,
физиологии, гигиены и педагогики и поэтому не может быть рекомендована в
русской школе.
Педагогическая
гимнастика П. Ф.Лесгафта (1837 —
1909). Большой интерес к гимнастике, с одной стороны, и неудовлетворительное
ее преподавание, — с другой, побудили передовых военных и общественных
деятелей, ученых к созданию подлинно научной системы гимнастики в России. По
заданию военного ведомства эту задачу блестяще выполнил П.Ф.Лесгафт. Изучив постановку
физического воспитания во многих государствах Европы, он опубликовал труд
«Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы». В нем он
дал критический анализ зарубежных систем гимнастики и разработал свою систему,
которая характеризуется следующими особенностями:
Целью физического образования является всестороннее, гармоническое
развитие личности, а не приобретение каких-либо навыков или достижение
спортивного результата.
Подбирать средства физического образования необходимо в
зависимости от задач, стоящих перед ним. Упражнения должны полностью
соответствовать анатомическому строению человеческого тела, его
физиологическим функциям и педагогическим требованиям. Физические упражнения
должны систематизироваться в зависимости от педагогических задач, а не от формы
движений и снарядов, как это было в других системах.
При подборе упражнений надо строго учитывать возрастные,
половые и другие индивидуальные особенности занимающихся лиц.
При любых условиях необходимо соблюдать принцип постепенности
и последовательности. Нарушение его приносит вред.
Сами физические упражнения должны быть естественными,
взятыми из практики.
Физическое образование должно быть тесно связано с умственным
образованием и нравственным воспитанием молодежи. Очень важно, чтобы
занимающиеся осознавали все движения. Поэтому основным методом обучения П. Ф.
Лесгафт считал объяснение, а не показ, при котором возможно подражание.
В своей системе физического образования П.Ф.Лесгафт выделял
следующие ступени обучения и соответствующие им группы упражнений.
ступень.
Изучаются простые упражнения. Овладевая ими, ребенок научается сравнивать их
между собой, устанавливать общность и различия между ними, осознает их.
Упражнения выполняются только после объяснения, а не после показа.
ступень.
Выполняются упражнения с увеличивающимся напряжением.
Повышается вес метаемых предметов, скорость ходьбы и бега,
увеличивается расстояние, повышаются и усложняются препятствия для прыжков,
усложняется характер движений.
ступень. Применяются упражнения, вызывающие необходимость
соразмерения движений и действий во времени и в пространстве, т.е. проходить,
пробегать заданную дистанцию в установленное время, метать предметы на
заданное расстояние, в Цель и т.п.
ступень. Игры,
экскурсии, трудовые действия. Здесь воспитанники применяют усвоенные ранее
двигательные умения и навыки, учатся действовать просто, ловко, энергично и
экономно расходовать энергию.
П.Ф.Лесгафт утверждал необходимость специального подбора
Упражнений в зависимости от профессиональной специализации военнослужащего. По
его инициативе открывались и работали различные школы и курсы, где готовились
руководители занятий гимнастикой для армии и школ. Он разрабатывал методические
указания по обучению физическим упражнениям, призывал ученых и педагогов к
творческой активности, к борьбе против некритического перенесения в практику
учащейся молодежи зарубежных систем гимнастики и спорта.
В конце XIX в. в мире получила развитие спортивная гимнастика. Стали
проводиться международные соревнования. Для руководства ими в 1881 г.
образуется Международная федерация гимнастики. Организацию международных
соревнований по всем видам спорта стал возглавлять Международный олимпийский
комитет (МОК), организованный в 1894 г.
В России соревнования по гимнастике начали проводиться с
1885 г. В первом соревновании участвовало 11 человек. Они были организованы
русским гимнастическим обществом, основанным в 1883 г. Гимнасты соревновались в
упражнениях на снарядах, прыжках в длину и высоту. Победители (Шустов, Кристи,
Горожанин) получили призы и серебряные жетоны. В последующие годы общество
продолжало проводить соревнования и устраивало показательные выступления
гимнастов, которые привлекали большое количество зрителей.
На развитие гимнастики особенно большое влияние оказали
международные турниры. Первый турнир был проведен в 1903 г. в Антверпене
(Бельгия). Вначале они проводились каждые два года, а затем, после включения
гимнастики в программу Олимпийских игр (1912), стали проводиться через каждые
четыре года в промежутках между Олимпиадами.
Уроки русско-японской (1904 — 1905) войны показали, что
физическая подготовка солдат не соответствует требованиям боя. Поэтому в
послевоенный период широкие массы населения привлекаются к занятиям
гимнастикой и спортом. Чтобы повысить интерес к занятиям, за успехи в спорте
награждали призами, значками, медалями. Издаются законы о всеобщей
военно-физической подготовке молодежи. Вводится обязательное обучение
военно-прикладным упражнениям.
Подытоживая сказанное, можно выделить три периода дореволюционного развития
гимнастики.
Первый период
(до 1863 г.) — гимнастика используется в системе военного ведомства как
средство общей физической подготовки военнослужащих.
Второй период (1863 — 1907) — происходит
образование и развитие спортивных обществ, кружков, развитие спортивной
направленности занятий гимнастикой.
Третий период (1907 — 1914) — происходит становление
спортивной гимнастики, выход ее на международную арену; продолжается
использование гимнастики в качестве средства военно-физической подготовки
учащейся молодежи. |