Гимнастика
является дисциплиной педагогической. Она имеет свое содержание, теорию,
историю, методы преподавания, область научных исследований.
Содержанием
гимнастики являются специфические для нее средства и методы физического
воспитания занимающихся. В общих чертах о них было сказано выше, более
подробно они излагаются в следующих главах.
Гимнастика как
педагогическая дисциплина предъявляет к педагогу специфические требования. Он
должен хорошо знать ее оздоровительные, образовательные и воспитательные
возможности, историю; уметь пользоваться гимнастической терминологией,
обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, физических и
психологических перегрузок; хорошо владеть методами обучения, проведения
различных форм занятий гимнастикой, особенно урока; уметь использовать
гимнастические упражнения для изучения (оценки) и развития психомоторных
способностей, необходимых для успешного овладения гимнастикой как видом спорта,
другими спортивными дисциплинами, трудовыми, военно-прикладными двигательными
действиями и др.
Важное значение
имеет умение подбирать наиболее эффективные гимнастические упражнения,
методику их исполнения, музыкальное сопровождение, использовать имеющиеся в
распоряжении педагога средства восстановления работоспособности, повышения интереса
к занятиям, тщательно подбирать слова, правильно формулировать мысли и
выражать их четко, доходчиво и эмоционально.
Для того чтобы
успешно преподавать гимнастику, необходимо не только хорошо знать ее
содержание, владеть средствами и методами, но и добротно изучить смежные
науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику гимнастических
упражнений, биохимию мышечного сокращения, анатомию, физиологию, психологию,
педагогику, уметь использовать их в учебно-тренировочном и воспитательном
процессе.
Гимнастика тесно
связана с музыкой, изобразительным искусством, с хореографией и театром. Эта
связь была блестяще показана в 1980 г. на XXII летних Олимпийских играх в
Москве, когда ее участники и зрители получили потрясающее впечатление от
церемоний открытия и закрытия, на Играх Доброй Воли в Москве (1986) и
Санкт-Петербурге (1994), на Всемирных юношеских играх в Москве (1998).
Теория гимнастики
рассматривает вопросы, связанные с содержанием гимнастики как
спортивно-педагогической дисциплины, как предмета познания и практической
деятельности, с ее задачами, местом и значением в системе физического и
духовного воспитания людей. По всем изучаемым в курсе гимнастики темам
проводится научная и научно-методическая работа. Изучаются потенциальные
возможности гимнастики в подготовке человека к здоровому образу жизни, к
учебной трудовой деятельности и воинской службе.
История
гимнастики раскрывает основные этапы ее развития на основе общих законов
развития общества, культуры и физической культуры. В научной разработке теории
и методики гимнастики большое значение имеет изучение не только опыта
прошлого, но и современной теории и практики, предвидение путей дальнейшего
развития гимнастики и отдельных ее видов, их оздоровительных и прикладных,
образовательных, воспитательных возможностей.
Методика преподавания
гимнастики является частью методики физического воспитания, изучает общие
основы обучения и воспитания применительно к гимнастике, к отдельным ее видам
и группам упражнений.
Частные разделы этой проблемы — методика урока и других форм занятий
гимнастикой, методический разбор отдельных групп упражнений, разрядных
нормативов, методы и приемы обучения и спортивной тренировки, классификационные
программы и другие вопросы.
Научно-исследовательская
и научно-методическая работа по гимнастике может проводиться по всем изучаемым
темам, включая особенности питания гимнастов, закаливание, массаж, использование
сауны, фармакологических и других восстанавливающих средств, а также
оборудования гимнастических залов, площадок, инвентаря, применение тренажеров,
средств ТСО, вычислительной техники и др. |