Предположительно в 2698 году до н. э. в Китае была написана книга под названием
«Кунфу». Интересна она тем, что в ней впервые были систематизированы описания
распространенных среди китайского народа различных гимнастических упражнений
оздоровительного характера, болеутоляющего массажа, ритуальных танцев,
исцеляющих от болезней.
А в начале II века до н. э. в Китае был записан цикл народных
песен юэфу, веками передававшихся из уст в уста. В песнях можно найти немало
сведений о древнекитайском быте, в том числе и о проводившихся разного рода
соревнованиях.
По этим источникам можно судить о том, что страна,
подарившая миру компас, бумагу и еще великое множество изобретений, добилась
немалых успехов и в области физического совершенствования, а также о том, откуда
пришла к нам оздоровительная физкультура и спортивная медицина.
В период династии Шан (ХVI-ХI вв. до н. э.), бронзовой эпохи
Китая, основу военной подготовки составляли соревнования на колесницах,
стрельба из лука, метание копья на дальность и точность, а также рукопашные
схватки без оружия.
К IV веку
до н. э. относятся сведения о том, что ученики даосских школ,
усевшись «по-турецки», усваивали «внутренние развивающие движения»,
называющиеся нэп кунг, а также активные двигательные упражнения — таоцзинь,
чтобы избавиться от всех недугов и подняться до уровня «высших существ». В то
же время китайские медики пришли к совершенно правильному выводу: растирание и
массаж отдельных частей тела не только идут на пользу им, но и воздействуют на
работу внутренних органов.
Но тут надо чуть подробнее остановиться на даосизме, так
как эта философия определяла в Древнем Китае очень многое, в том числе и отношение к
физическому воспитанию.
Основные
постулаты даосизма изложены в трактатах «Лао-цзы» (другое
название — «Дао дэ цзин») и «Чжуан-цзы». Как считают ученые, написаны они были
около 300 года до н. э., а сам даосизм возник в 1У-1П веках до н. э. Согласно
этому учению, равновесие во Вселенной поддерживается своеобразной энергией —
«чи». В то же время «чи» разделяется на две противоположные силы — «цзинь» и
«цзянь». Человека даосизм рассматривает как маленькую копию Вселенной, причем
здоровая его жизнедеятельность обеспечивается гармонией между «цзинь» и
«цзянь».
А регулировать их взаимодействие может и сам человек —
путем различных дыхательных, тонизирующих или, напротив, успокаивающих
физических упражнений, а также раздражением определенных участков поверхности
тела. Именно с их помощью можно добиться того, чтобы человек уже в ранней
молодости ступил на путь совершенства.
Эти специальные упражнения, повторим, изучались в особых
даосских школах, где обучалась знатная молодежь. Но и простому человеку
физические упражнения, в том числе и разнообразные игры, были совсем не чужды.
В свое время, в другом разделе книги, мы подробно и
обстоятельно поговорим о «короле игр» футболе. А пока отметим, что в Древнем Китае уже
существовала игра, которую можно, пожалуй, отнести к футбольным
предшественницам. Называлась она «чжу кэ».
На игровой площадке определенного размера вкапывались
примерно в 4 метрах друг от друга две бамбуковые палки. Высота их также
достигала 4 метров. Между палками натягивали сетку, в верхней части которой
было отверстие диаметром 60 сантиметров. Это и были ворота.
Известно, что игроки передавали друг другу мяч с помощью
ног и рук. Можно было касаться мяча головой, плечами, грудью, спиной, но
запрещалось дотрагиваться до него ладонью. Известно, что правила игры, за
соблюдением которых следили специальные судьи, предусматривали не меньше
десяти нарушений. Судя по дошедшим до нас описаниям, за игрой с удовольствием
следили зрители, и понравившиеся им игроки награждались фруктами, вином и
цветами.
Конечно, это не наш привычный футбол с десятью полевыми игроками и
вратарем, с угловыми ударами, со штрафными, одиннадцатиметровыми, но все же...
Кроме игры «чжэ ку», в Китае любили борьбу, кулачный бой,
поднятие тяжестей, соревнования на воде.
Интересно, что в Древнем Китае сложилась своя система
идеалов в области физического воспитания и физического совершенства человека.
Свое отражение она нашла в так называемом принципе «сань мэй».
Согласно ему, физическое воспитание было направлено на
то, чтобы человек мог приносить максимальную пользу обществу, воспитал в себе
волю и вкус. «Сань» выражал внутреннее совершенство, а «мэй» — внешнее. В
соревнованиях, будь то борьба или игра «чжэ ку», особенно ценилось благородство.
Если их участник сознательно нарушал правила, судьи и зрители клеймили его как
«сяо цзянь». Это означало высокую степень презрения.
Очень необычно проходили состязания по кулачному бою.
Высшим мастерством считалось не нанесение точных и сильных ударов противнику, а
ловкое уклонение от его кулаков. В результате противник приходил в смятение и,
значит, проигрывал бой морально...
В период с III века до н. э. по III век н. э. система
физического воспитания в Китае существенно изменилась. Связано это было с
многократными набегами кочевников—гуннов. Чтобы противостоять им, китайские
императоры последовательно создавали новую армию. В военных школах отменили
езду на колесницах, сделав основной упор на верховую езду, стрельбу из лука во
время скачек, упражнения с арканами для поимки противника. Такая
целенаправленная подготовка принесла свои плоды: в начале I века до н. э. китайской
армии удалось изгнать гуннов с обширном территории своей страны...
Нет, все эти военные упражнения в нашем представлении опять-таки еще не
спорт. Но надо сказать, что задолго до того, как китайские воины начали
упражняться в боевой подготовке для борьбы с кочевниками, на другом конце
Земли произошли события, имеющие к спорту самое непосредственное отношение. |