На основании обобщения передового опыта практики и
научных исследований спортивную подготовку гимнастов принято делить на следующие этапы: начальная спортивная тренировка;
начальная специализированная
тренировка; углубленная специализированная тренировка; достижение
высокого спортивного мастерства.
Такое деление многолетней тренировки гимнастов условно.
Оно опирается на закономерности их возрастного развития и на требования,
которые спортивная гимнастика предъявляет к занимающимся. Эти требования
настолько специфичны и высоки, что достижение спортивного мастерства
оказывается возможным только в том случае, если занятия начинаются с 7-8 (а то
и с 5-6 лет) и продолжаются 8 — 10 лет и более. Омоложение гимнастики вызвано
искусственным характером и чрезвычайной координационной сложностью упражнений,
требующих к тому же еще и хорошей гибкости, большой мышечной силы, прыгучести,
устойчивости функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений при
вращательных движениях, внимания, памяти на движения, эмоциональной устойчивости, решительности и смелости.
Кроме того, высокие требования предъявляются к точности, красоте, виртуозности,
артистичности выполняемых на соревнованиях упражнений. Выступление
квалифицированного гимнаста и особенно гимнастки — это своего рода спектакль.
В особенности это относится к вольным упражнениям.
Привлечение детей к занятиям гимнастикой с раннего детства
оказывается возможным благодаря следующим основным обстоятельствам:
Привлекательность гимнастических упражнений, красивое
телосложение гимнастов, грациозность и ловкость их движений и желание детей
обладать этими качествами.
Совершенствование гимнастического инвентаря и оборудования,
внедрение в практику тренировочного процесса тренажеров и технических
приспособлений, сделавших занятия спортивной гимнастикой практически
безопасными для здоровья.
Совершенствование
методики обучения упражнениям и тренировки детей: применение
видеозаписей, кинофильмов, схем, рисунков
и других средств наглядного восприятия учебного материала.
Использование спортивно-оздоровительных лагерей для укрепления
здоровья юных гимнастов, отдыха и поддержания спортивных достижений.
Совершенствование системы отбора детей для занятий гимнастикой
со спортивной направленностью и контроля за их спортивной подготовкой и
здоровьем.
Улучшение организационных форм управления спортивной
работой с детьми и совершенствование положений о ДЮСШ, классификационных и
учебных программ, календаря и положений о детских соревнованиях, спортивной
классификации.
Совершенствование системы подготовки педагогов-тренеров,
материальное и моральное стимулирование их труда в деле подготовки и
воспитания спортсменов высокой квалификации. |