Прыжки в
длину и в высоту,
как и бег, тоже одни из самых древних спортивных навыков человека. Но вот что
любопытно: почему-то в античные времена видом спорта стали только прыжки в
длину. Если помните, они входили в античное пятиборье — пентатлон.
Когда закладывались основы современной легкой атлетики, прыжки в длину
опять-таки вошли в программу спортивных соревнований одними из первых. А вот
прыжки в высоту, в том числе и с шестом, — более позднее спортивное
«изобретение».
Как бы то ни было, но все виды легкоатлетических прыжков
вполне равноправны. Соревнования по прыжкам всегда оказываются захватывающе
интересными и зрелищными.
От прыгуна в длину требуется умение взять очень быстрый
разбег и сильно оттолкнуться ногой от бруска в момент прыжка. Такое умение
отрабатывается долгими тренировками. Важно набрать наибольшую скорость как
раз к моменту отталкивания, точно попасть ногой на планку в конце дорожки
разбега.
У Владимира Высоцкого, помимо песни о беге на марафонскую
дистанцию, есть также песни и о других легкоатлетических видах: метании молота,
прыжках в высоту и прыжках в длину.
Злополучный прыгун в длину, герой Высоцкого, раз за
разом, к восторгу трибун и тренеров, показывал рекордные результаты, однако при
этом все время чуть-чуть «заступал за черту». Но стоило ему наконец приноровиться
и точно попадать ногой на планку, результаты сразу же стали ниже средних.
Песня, конечно, шутливая, но в ней точно подмечено, какое
значение может иметь малейшая неточность в расчете. А еще для прыгуна очень
важно правильно сгруппировать тело в полете, чтобы уменьшить сопротивление
воздуха. И правильно приземлиться.
Чтобы «продлить» прыжок к моменту приземления, спортсмен
подтягивает ноги к животу, разгибает их в коленях и как можно дальше выносит
пятки вперед. Для сохранения равновесия руки тоже нужно вытянуть вперед.
Разновидность прыжков в длину — тройной прыжок, когда атлет,
приземлившись на одну ногу, вновь отталкивается ею от земли, а потом еще раз,
совершая третий прыжок.
Можно предположить, что именно так прыгали и
древнегреческие атлеты на играх в Олимпии. Уж больно фантастическими выглядят
их достижения, донесенные до нашего времени разного рода источниками — в
пересчете на нашу систему мер 17-18 метров. В один прыжок такое расстояние мог
бы одолеть разве что мифический Геракл, а вот для трех прыжков обыкновенного
атлета оно вполне подходит...
Современным же результатам прыжков в высоту наверняка и сам Геракл
позавидовал бы. Шутка ли — спортсмены прыгают «выше головы». И много выше.
Когда спортсмен преодолевает высоту, скажем, 2,3 метра, это уже никого
особенно не удивляет. Между тем в начале нашего века пределом человеческих
возможностей считалась двухметровая высота. Что же произошло? Неужели человек
за десятки лет стал много сильнее и научился лучше отталкиваться от земли?
Нет, дело не в этом. Просто в отличие от прыжков в длину,
где вроде бы ничего нового уже не изобретешь, прыжки в высоту оказались менее
«консервативным» видом спорта. И с течением времени заметно менялись способы
прыжка.
Самый простой и естественный из них — «перешагивание» с
разбега. Такой способ начали применять на соревнованиях еще в прошлом веке.
Ныне же им пользуются только бегуны, соревнующиеся в барьерном беге: они именно
«перешагивают» через препятствия на высокой скорости.
Затем прыгуны попробовали подбегать к планке не под
прямым углом, а сбоку и прыгать «ножницами», когда планку преодолевает
сначала одна нога, а потом, как движение второго лезвия ножниц, другая. Но еще
более удачной оказалась мысль преодолевать планку при горизонтальном положении
тела.
Такой прыжок получил название «переката». Технически он,
конечно, более сложен в исполнении, но, освоив его, спортсмены стали бить
рекорд за рекордом.
Когда же результаты перестали расти, появился еще один
способ прыжка — «перекидной»...
Но даже самые высокие показатели в прыжках в высоту, ни в
какое сравнение не идут с результатами, которые показывают прыгуны с шестом.
Здесь рекордные отметки давно уже "перевалили" за шестиметровую
высоту.
В этом виде от спортсмена требуется и быстрота, и сила, и
ловкость гимнаста. Судите сами...
Разбег берется на дорожке длиной в 40 метров. Во время
разбега, если бы не выставленный вперед длинный шест, прыгун больше походил
бы на спринтера. И скорость ему нужна высокая: чем больше скорость, тем сильнее
окажется толчок и тем выше он взлетит.
Но вот конец шеста упирается в землю, а спортсмен
взмывает в воздух. Распрямляясь, упругий шест поднимает его все выше и выше, к
планке. Наконец, безошибочно выбрав момент, прыгун с силой отталкивается от
шеста и отбрасывает его в сторону, а сам в каких- то миллиметрах пролетает над
планкой. Здесь-то от него и требуется ловкость воздушного гимнаста...
Прыжки с
шестом — тоже отнюдь не "консервативный" вид спорта.
Здесь результаты прямо связаны с материалом, из которого изготовлен шест.
На заре этого вида спорта шест называли палкой, и
неспроста: был он тяжелым и совершенно негнущимся, так что вполне можно было
бы величать его и колом. Результаты, которые показывали тогда прыгуны, по нашим
меркам, были просто смешными — от силы 2 с половиной метра.
Но они стали быстро расти, когда кому-то пришла удачная
мысль использовать шесты из бамбука. Их гибкость помогала спортсмену сильнее
оттолкнуться от земли, увеличивала высоту полета.
Потом опробовались и шесты из других материалов, например, из металла.
Но самыми подходящими оказались гибкие шесты из пластика. Б момент толчка они
сгибаются так, что кажется: вот-вот сломаются. Но вместо этого вдруг резко
распрямляются и с силой подбрасывают спортсмена высоко вверх. Может быть, к
новому мировому рекорду. |