Мало кто знает, что греческое слово «гимнастика» значит — «обнаженный», дело
в том, что многие физические упражнения древние греки проводили на берегу моря,
а то и просто в воде — плавали или даже боролись в воде. Одежда была здесь
только помехой.
Но есть и другое объяснение, согласно которому греки,
веря в магию, полагали, что одежда ослабляет физические возможности человека.
Как бы то ни было, античная гимнастика состояла из трех
основных частей: подвижных игр, в которых под наблюдением специальных
воспитателей принимали участие дети в возрасте от одного до семи лет, а также
из палестры и орхестрики.
Дети играли с мячом и обручем, делали специальные
упражнения, развивающие ловкость. Это была, говоря нашими словами, первоначальная
общефизическая подготовка.
Палестра
— это специальные, углубленные упражнения. Этим словом первоначально
назывались залы для борьбы, которые строились в греческих городах-государствах
начиная с VIII века до н. э. Потом значение его расширилось, и помимо борьбы
оно стало обозначать и многие другие упражнения.
Например, комплексное испытание пентатлон, своеобразное многоборье.
Атлеты бегали на определенную дистанцию (около двухсот метров), прыгали в длину
с разбега, метали копье, диск, соревновались в борьбе.
Греки полагали, что именно в пентатлоне будущий воин
может воспитать все качества, необходимые в сражении: ловкость, выносливость,
силу, быстроту, глазомер.
Насколько можно судить по описаниям, сохранившихся в древних источниках,
соревнования в беге начинались от черты, проведенной на земле, по сигналу
трубы. Видимо, и в античные времена случались фальстарты и, видимо, для их
предупреждения судьи принимали различные меры, скажем, натягивали канат на
уровне груди бегунов, который быстро опускали по сигналу трубы.
Кое-что известно и о методике тренировок бегунов. Чтобы
увеличить нагрузку, греческие атлеты бегали по вязкому песку. К ногам или
плечам прикреплялись тяжести...
На тренировках по прыжкам в длину также использовали
различные тяжести, которые прыгуны обычно держали в руках. Тем не менее,
результаты в прыжках по нашим меркам просто фантастические. Если пересчитать
на нашу систему мер, то, по свидетельству древних авторов, античные атлеты прыгали...
на 17-18 метров.
Ясно, что в один прыжок такое расстояние никому не
преодолеть. Поэтому историки спорта полагают, что речь идет либо о тройном
прыжке, либо к длине самого прыжка приплюсовывалась и строго установленная
длина разбега.
С борьбой,
плаванием, бегом, метанием копья все понятно. А вот откуда
произошел такой врщ античных упражнений, как метание диска?
Историки связывают его появление с древним обрядом
поклонения солнцу, которое обожествлялось многими народами. С тех давних пор
религия греков изменилась, однако некоторые следы древних обрядов, связанных с
первобытными земледелием и скотоводством, сохранились в народной памяти. Этим
можно объяснить и то, что диск считался священным предметом: в греческих
храмах найдено немало дисков с надписями, обращенными к божествам.
Вес дисков, предназначенных для метания и дошедших до
наших дней, различен — от килограмма с небольшим до почти пяти килограммов.
Можно предположить, что на соревнованиях метали диски
«среднего веса». Легкие предназначались для мальчиков, а самые тяжелые
использовали на тренировках для увеличения нагрузок.
Остались сведения и о том, какие копья предназначались для метания.
Поначалу это было обычное боевое копье. Постепенно оно было заменено
специальными легкими дротиками.
Что касается
борьбы, то она велась на песке. Перед ее началом атлеты натирали
тело маслом, чтобы противнику труднее было его ухватить...
Кроме
пентатлона, к палестре относились борьба «вольным стилем», кулачный бой,
метание камней, бег с оружием, верховая езда, стрельба из лука, плавание.
Третьей составной частью античной гимнастики была орхестрика. Она
происходила от древних ритуальных танцев и включала в себя упражнения,
считавшиеся необходимыми для развития ловкости и умения искусно двигаться.
К орхестрике причислялись игры с мячом, акробатические
упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы.
Целью античной гимнастики было — воспитание человека, в
котором гармонировали бы внешние и внутренние качества, физические и духовные
способности. Древнегреческая философия гармонии получила название калогатия. |