В начале XX века автомобильные рекорды скорости
стремительно обновлялись. Между прочим, числится среди рекордсменов и сам
«автомобильный король» Генри Форд. Правда, за руль гоночной машины он
сел не ради личной славы.
Основав в 1903 году свою компанию и выпустив первые
несколько сотен дешевых и неприхотливых автомобиле. Форд понимал, что ему
необходимо привлечь к своей продукции всеобщее внимание и отодвинуть конкурентов на
второй план.
Гоночную машину «Стрела», отличавшуюся непомерно длинным
корпусом и минимальным комфортом для водителя, он построил собственными
руками. 12 января 1904 года на льду замерзшего озера Сент-Клер под Детройтом
«Стрела» развила скорость 147,042 км/ч.
Все американские газеты писали об этом событии с восторгом: впервые Америка обогнала Европу в
скорости! И хотя авторитетная комиссия в Париже отказалась официально
признать достижение мировым рекордом из-за неточности измерении, дело сказалось
сделанным: Форд обрел славу самого быстрого человека Америки, и этого было
вполне достаточно, чтобы обеспечить быстрый успех его компании.
А продержался его рекорд... всего пятнадцать дней. 27
января 1904 года все тот лее гонщик-миллионер Уильям Вандербильт-младший:
пронесся по отмели одного из флоридских пляже с со скоростью 148,538 км/ч.
Машиной-рекордсменом был немецкий «Мерседес-Симплекс».
После такого успеха Вандербильт-младший решил не искушать
судьбу и больше никогда не принимал участия в рекордных заездах. Однако он
учредил приз своего имени, и дорожные гонки на кубок Вандербильта не раз потом
проходили в Америке.
Борьба за скорость продолжалась. Разумеется, это было
соревнование не только гонщиков, но и конструкторов, идей, материалов, а в
конечном счете фирм, производящих автомобили. Как и Форд, гоночные автомобили
они выпускали ради рекламы, привлекающей внимание к их основной продукции.
Рекорд Вандербильта продержался около двух месяцев. 31
марта 1904 года на той же Английской набережной в Ницце французский гонщик Луи
Риголи на автомобиле компании «Гоброн-Брийе» показал скорость уже в 152,529
км/ч. Любопытно, что топливом для двигателя служил не бензин, а... спирт.
В том же году Риголи установил другой рекорд — 166,667
км/ч, но в предпоследний день уходящего 1904 года его соотечественник П. Бара
на гоночном автомобиле фирмы «Даррак» поднял его до 168,222 км/ч.
Этот год был примечателен для автоспорта и другим
событием: в Париже была создана Интернациональная ассоциация признанных
автомобильных клубов, позже переименованная в Международную автомобильную
ассоциацию. И по сей день именно она определяет правила международных автомобильных
соревнований и рекордных заездов, а также утверждает рекорды.
Рекорды быстро обновлялись и в следующем, 1905 году.
Один из них установил американец Герберт Боуден. Его автомобиль назывался
«Летучим голландцем» и отличался тем, что на нем впервые были установлены сразу
два двигателя. К январю 1906 года рекордная отметка стояла на цифре 197,04
км/ч, вот-вот должен был покориться новый рубеж — 200 км/ч...
Но как это ни удивительно, такая заслуга выпала...
паровому экипажу, построенному фирмой «Братья Стенлей». Эти американские
конструкторы, как и француз Леон Серполле, и мысли не допускали о возможности
превосходства бензинового двигателя над паровым. И вот в январе 1906 года
гонщик Фред Мариотт развил на паровичке с удивительно скромным названием
«Ракета» скорость в 205,443 км/ч.
Однако это был последний успех машины с паровым
двигателем, они уже окончательно уступили дорогу автомобилям. Правда, в
дальнейшем рекорды обновлялись уже не столь стремительно.
В двадцатые годы рекорд скорости только-только
приблизился к 235 км/ч. И с этой поры восходит звезда знаменитого английского
автогонщика Мальколма Кэмпбелла. Всем своим гоночным машинам он давал одно и то
же имя — «Синяя птица».
Первая из них в феврале 1927 года показала скорость
281,434 км/ч. На машине был установлен мощный авиационный мотор. Этот
автомобиль положил начало принципиально новым машинам, на которых только и возможно
было продвигаться к новым головокружительным рубежам. Все они снабжались
многоцилиндровыми авиационными двигателями мощностью в сотни, даже тысячи лошадиных
сил.
«Синяя птица-2» зимой 1928 года показала скорость 333
км/ч. Четыре года спустя «Синяя птица-3» достигла скорости 408,714 км/ч.
Четвертая по счету «Синяя птица» 22 февраля 1933 года промчалась со скоростью
438,470 км/ч. Наконец «Синяя пти- ца-5» в сентябре 1935 года достигла скорости
484,609 км/ч.
Разумеется, для таких скоростей и трасса нужна. необычна
я. Автогонщики нашли ее... на дне большого соляного озера в американском штате
Юта. На жаре соль превращается в гладкую и твердую поверхность, обеспечивающую
прекрасное сцепление с колесами. Многие гонщики пытались здесь поставить
очередной рекорд.
После «Синей птицы-5» легендарный Мальколм Кэмпбелл
оставил автомобильный спорт. Но не менее знаменитым гонщиком оказался его сын —
Дональд Кэмпбэлл. В 1964 году его машина, получившая «семейное» имя — «Синяя
птица» КН-7, с газотурбинным двигателем развила необыкновенную скорость в
648,709 км/ч.
Конечно, пришло время, и этот рекорд тоже был побит, а
потом и он в свою очередь не устоял. Так всегда было и будет в спорте.
Самое же последнее достижение выглядит совершенно
фантастически. Англичанин Э. Грин, пилотирующий машину «Траст-суперсоник»,
пронесся по трассе, проложенной
в пустыне Невада, со скоростью почти 1300 км/ч.
Двигателями служили две реактивные авиационные турбины огромной мощности. Да
и сам гонщик — бывший военный летчик. |