Хорошо известное всем любителям спорта словосочетание «академическая гребля» может,
пожалуй, вызвать недоумение. Отчего она академическая? Ведь не академики же, в
самом деле, сидят на веслах во время соревнований но гребле?
Конечно, нет. В данном случае это означает —
классическая гребля со строгими и давным-давно устоявшимися правилами. Напомним,
что само слово «академия» пришло из классических древнегреческих времен: Академ
— один из мифических героев, в чью честь была названа местность близ Афин...
В Древней Греции, правда, гребля была в основном не
спортом, а тяжелой работой: прямоугольные паруса на греческих кораблях служили
лишь вспомогательными движителями, полезными при попутном ветре. Основной же
силой были гребцы, сидящие на огромных тяжеленных веслах. Какой уж тут спорт!
И, тем не менее, даже в античные времена проводились
состязания гребцов. Об этом свидетельствует римский поэт Вергилий в своей
знаменитой поэме «Энеида».
Однако настоящим спортом гребля, как и многие другие
виды, стала в Англии. Мы помним, что начиная с 1829 года там стали проводиться
соревнования лучших гребцов Оксфордского и Кембриджского университетов, а в
1839 году прошла первая Хенлейнская регата, ставшая в конце концов самым
значительным и престижным соревнованием по гребле.
Постепенно определялись правила различных видов гребных
состязаний, требования к лодкам для соревнований. В наши дни академическая
гребля проводится на специальных скоростных лодках, которые называются
академическими судами.
Каждый, кто хоть раз видел соревнования по гребла, знает,
что на обыкновенные лодки они похожи мало. Корпус академических судов узкий,
удлиненной веретенообразной формы. Уключины для весел вынесены на специальных
кронштейнах за борт. Обшивка этих спортивных судов делается из фанеры, шпона, а
в последнее время из синтетических материалов.
Даже самое маленькое из академических судов, рассчитанное
на одного спортсмена, достигает в длину 7-8 метров, в ширину максимум 0,3
метра. Весит он не больше 15 кг. А самое большое — восьмерка — весит уже под
100 кг, достигает длины 20 метров, а его ширина — 0,6 метра.
Академические суда предназначаются как для парной гребли,
где у каждого спортсмена по два весла, так и для распашной, когда гребут одним
веслом. Классифицируются они по числу гребцов и наличию или отсутствию
рулевого.
Соревнования по академической гребле проводятся только на
прямых трассах. Поэтому в лодке-одиночке единственный спортсмен гребет двумя
веслами.
В парной двойке рулевого нет, а вот распашная двойка бывает,
как с рулевым, так и без него. Один гребец работает с веслом по одному борту,
другой — по-другому.
В парной четверке в отличие от двойки рулевой есть, а
распашные четверки бывают и с рулевым, и без него. Наконец, самое большое из
гребных судов — восьмерка — только распашная и обязательно с рулевым. На всех
лодках гребцы сидят спиной к направлению движения.
Благодаря своей форме и весу академические суда могут
развивать очень большую скорость. Так, например, мужская восьмерка может
пройти 2000 метров всего за 6 минут.
Но, конечно, для достижения хороших результатов нужны
отличная физическая подготовка каждого гребца и слаженные действия всего
экипажа.
Из-за очень низкой осадки лодок для соревнований по
академической гребле нужна спокойная вода. Поскольку даже на реках бывает
волнение, в последние годы сооружают специальные гребные каналы.
Перед XXII Олимпийскими играми такой канал был построен и
в Москве. Он представляет собой большой спортивный комплекс с водноспортивной
ареной, основным каналом шириной 125 метров, водными дорожками для тренировок и
эллингами для хранения судов. Трибуны, расположенные вдоль канала, рассчитаны
на 20 тысяч зрителей.
В основном гонки по академической гребле проводят на
дистанциях 2000 метров для мужчин и 1000 метров для женщин. Любопытно, что
регистрации рекордов в этом виде спорта не существует, так как результаты даже
на одной и той же постоянной трассе могут резко меняться в зависимости от
направления ветра и состояния воды. |