Цель Программы
Воспитание и всестороннее развитие детей и юношества на основе человеческой этики и нравственности. Задачи Программы
1. Формирование здорового образа жизни,
который привносится в семью и в жизнь следующих поколений,
распространяясь на весь народ. 2. Воспитание чести, достоинства и доблести как основы патриотизма. 3. Обучение гармоничным человеческим взаимоотношениям на основе уважения и благодарности. 4. Воспитание активной, созидательной жизненной позиции. 5. Развитие творческих способностей и раскрытие талантов. 6. Воспитание бережного отношения к природе.
Актуальность Программы
Актуальность комплексной Программы детско-юношеского воспитания определяется следующими факторами. 1. Доминирующими
реалиями российского общества стали: потеря духовных ориентиров,
культивирование животного потребительства средствами массовой
информации, полное забвение веками по крупицам накопленных человечеством
духовных принципов гуманизма, совести и доброжелательства. Все ныне
имеющиеся социальные институты созданы для обеспечения социальной
адаптации граждан. Поэтому ни семья, ни школа, ни какой-либо другой
социальный институт не обладают возможностями для формирования духовного
мира человека. 2. За последние годы
резко возрос уровень заболеваемости детей и подростков. Среди учеников
младших классов число здоровых детей не превышает 12 %, а в старших
классах – не более 5 %. Нервно-психические нарушения зафиксированы у
79 % подростков. Отмечается рост больных наркоманией. Сложившиеся
тенденции и долгосрочные прогнозы свидетельствуют о кризисном состоянии
здоровья подрастающего поколения в России, угрожающем национальной
безопасности страны. 3. Во всём мире,
даже во вполне благополучных странах, отмечается значительный рост
психофизических отклонений у детей дошкольного и школьного возраста, а в
нашей стране эта тенденция носит катастрофический характер. Речь идёт о
нарушениях обще– адаптационных процессов с различными отклонениями в
поведении и о темпах развития. Признаками дезадаптации детей является
повышенная утомляемость, страхи, неспособность к волевым усилиям и
проявлению инициативы или, наоборот, повышенная агрессивность,
стремление к доминированию и подавлению других детей, чрезмерная
подвижность и гиперактивность. Эти состояния без своевременной коррекции
способны вылиться в различные формы психической и соматической
патологии. 4. Глубокий
социально-экономический кризис, разразившийся в стране, повлиял на
систему дополнительного внешкольного образования. В настоящее время
большинство домов культуры, домов пионеров и иных учреждений, отвечавших
ранее за внешкольные занятия детей, не существуют либо перешли на
коммерческую основу, что делает занятия в кружках недоступными для
большинства детей из малообеспеченных российских семей. Та же картина
наблюдается в спортивных секциях и школах. 5. А
главное – полное исчезновение этических и нравственных принципов,
ориентирующих детей и подростков на культурные общечеловеческие
ценности, любовь к Родине, патриотизм, уважение друг к другу, к старшим и
т. п. и подмена истинных человеческих ценностей на идеалы общества
потребления, что приводит к потере нравственной ориентации детей и
подростков.
Содержание Программы
Реализация Программы включает в себя три этапа. Первый этап включает
разработку методических пособий по инструкторским и основным курсам
Программы; подготовку и аттестацию инструкторов с выдачей дипломов для
проведения занятий по психокоррекции и гармоничному развитию детей и
подростков. Второй этап реализует
Программу путём занятий с детьми и юношеством во внеучебное время на
базе спортивных залов школ и спортивных комплексов. Третий этап предполагает постепенное включение Программы в школьное обучение в качестве дополнительного учебного предмета.
Направления деятельности
Программа реализуется по четырём основным направлениям деятельности . • Спортивные и творческие занятия. • Спортивно-оздоровительные летние лагеря. • Эколого-патриотические мероприятия. • Культурно-массовые мероприятия (балы, концерты, соревнования, встречи с интересными людьми и т. д.). Каждое направление для детей определённой возрастной группы имеет свои особенности. • До 7 лет – развивающе-обучающие комплексные занятия. • 7–12 лет – формирование здорового тела за счёт физических занятий; развитие творческих талантов и психоэмоциональной сферы; участие в общих мероприятиях и акциях. • 13–16 лет – формирование гармонично развитой индивидуальности; подготовка к гармоничному вхождению в социальную жизнь. • 17–25 лет – реализация этических принципов в социальной деятельности; активная социальная работа по оздоровлению и укреплению общества. Вхождение в Программу возможно в любой возрастной группе. Молодые
люди, завершившие обучение по данной Программе, легко включаются в
разработанную для взрослого населения Комплексную программу
психофизического оздоровления населения и профилактики психических
расстройств. 1. Спортивные и творческие занятия Занятия
осуществляются во внешкольное время, 1–2 раза в неделю с сентября по
май. Продолжительность одного занятия составляет примерно 1,5–2 часа. Методики занятий 1. Развитие и совершенствование физического тела: • упражнения и игры на увеличение физической силы, гибкости, выносливости, подвижности; • акробатические упражнения, развивающие координацию; • упражнения по самообороне и основам единоборств; • элементы йоги «Волшебные движения»; • бальные и спортивные танцы. 2. Совершенствование психоэмоциональной сферы (снятие психических зажимов, комплексов): • музыкальные занятия и пение; • стихосложение и сказкотерапия; • сонастройка с природой с помощью слайдов и картин; • основы изобразительного искусства; • развитие чувствительности и эмпатийности; • актёрское мастерство, элементы психодрамы. 3. Интеллектуальное развитие: беседы по основам здорового образа жизни; • обучение основным этическим принципам и гармоничным взаимоотношениям в коллективе; • беседы на патриотические темы; • совместный разбор модных произведений (музыкальных, печатных и т. п.); • специальные занятия по изучению человека и окружающего мира: история, география, литература, анатомия и т. д.; • изучение культуры страны. Огромным преимуществом Программы является то, что ребёнок «не раздёргивается» по специалистам и
отдельным системам, а имеет возможность получить комплексный позитивный
подход к воспитанию и развитию с учётом его индивидуальных
особенностей. При этом достигается максимальная эффективность при
минимуме затрат времени и сил. |