Пятница, 29.03.2024, 01:50
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА [25]
ДЗЮДО [23]
ТХЭКВОНДО [73]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВСЕ О БОРЬБЕ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ » ДЗЮДО

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МАССОВОСТИ И СОХРАНЕНИЮ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ

Вопросы рекламы избранного вида единоборств

   Поскольку значительная часть детей, желающих заниматься боевыми искусствами с целью занятия социальной ниши, не способна генетически заниматься единоборствами, а другая часть детей еще не готова ими заниматься, тренеру необходимо предпринимать значительные усилия по организации рекламы своего вида единоборств. База для этого имеется в виде общего стремления каждого мальчишки приобрести личную защищенность.
   Восточные боевые искусства для всей массы населения Запада (в том числе и России) притягательны, поскольку феномен «нет пророка в своем Отечестве» имеет место во всем мире.
   Для каждого обывателя чарующим является название вида боевых искусств не на своем языке, обещание овладеть им как можно быстрее, способность после этого защищаться от любого противника, не затратив при этом много сил.
   В частности, многие недобросовестные (а может быть и безграмотные) тренеры рекламируют джиу-джитсу, не зная о том, что это давно пройденный этап. Значительное число детей привлекают такие наименования, как вьет-во-дао, дзе-син-мон и т. д.
   В этом аспекте тренерам дзюдо при знании истории развития восточных боевых искусств и ее наиболее действенной части – восточных единоборств, есть что сказать в качестве рекламы.
   Главное заключается в том, чтобы в период рекламы на первый план выступало не единоборство с задачами победить весь мир, а комплекс приемов, обеспечивающих безопасность каждого и наличие коллектива, способного защитить его члена.
   Рекламная «компания» включает в себя:
   • подготовку афиш (составление и тиражирование);
   • распространение афиш (вначале лично, затем с помощью воспитанников);
   • размещение рекламы на телевидении (если есть такая возможность);
   • проведение показательных выступлений в школах;
   • проведение показательных выступлений в период спортивных праздников с одновременной ориентировкой желающих о месте и времени работы секции;
   • агитационную работу в школах с помощью занимающихся в секции учеников;
   • привлечение заинтересованных преподавателей физической культуры средних школ.

18.2. Квалификационная оценка деятельности дзюдоистов

   Для того чтобы из секций борьбы дзюдо не уходили дети, необходим щадящий режим подготовки, как технико-тактической, так и физической. Положительное мнение детей, занимающихся в секции, на следующий год обеспечит приход еще большего числа детей.
   Для того чтобы удовлетворить социальные амбиции детей, желающих скорей получить какое-нибудь свидетельство о мере достижений, но не имеющих на данном этапе таких возможностей, необходимо строго соблюдать принятую во всем мире систему сдачи нормативов на технические категории.

18.2.1. Повышение значимости технических категорий и оптимизация их состава

   Значительная часть желающих заниматься физкультурно-спортив-ной деятельностью, мотивирована не на достижение спортивных результатов, не на занятие призовых мест (т. е. удовлетворение инстинкта самоутверждения), а на овладение определенными умениями, как «деятельностным», образовательным компонентом (Г. Г. Наталов, 1994).
   На ранних этапах развития значительным стимулом к продолжению занятиями определенного рода деятельности является потребность в явном и косвенном социальном поощрении (Б. Б. Коссов, 1989). Кроме того, именно за счет «деятельностного» компонента, познавательной мотивации возможно обеспечение массовости и долголетия функционирования в данной области деятельности с постепенно меняющимися личностными и общественными функциями (С. Доничев, 1985; Р. Тесетер, 1985; В. Тюшев, 1985).
   Учитывая факт неравномерного соматического развития и неспособность всех детей и подростков к равноценной спортивной деятельности, на наш взгляд, целесообразно использовать систему поощрения за качество усвоения учебного материала в нестрессорных условиях и трудолюбие.
   В этом случае будет возможно поддержать и развить мотивацию к роду деятельности за счет использования психологических механизмов срочного и отставленного эффектов.
   Это необходимо, тем более что по данным социологических исследований (?. Е. Кутепова, 1980; А. Я. Свиридова, 1974) отмечается с возрастом снижение спектра спортивных и физкультурных интересов школьников.
   Объясняется это, по-видимому, отвлечением избыточной адаптационной энергии на решение появившихся сексуальных интересов (по З. Фрейду). Поэтому необходимо к этому времени завладеть сердцами детей, выработать в них стереотипную потребность к занятиям физической культурой, найти в ней свой социальный статус вместо безжалостного официального и неофициального выталкивания из спортивных секций.
   Как показали результаты опроса детей и подростков, занимающихся в секциях спортивной борьбы и бросивших их, значительное число учащихся, увлеченных образовательным компонентом, ушло из секций в тех случаях, когда содержание такого компонента их не устраивало.
   Кроме физиологической потребности, в занятиях спортивной деятельностью имеются социальная и психологическая потребности, которые при решении проблемы выбора вида деятельности могут быть осознаваемыми и неосознанными (Г. Б. Горская, 1991; Б. Б. Коссов, 1989). По Мюррею, в противоположность физиологическим и социальным потребностям имеется ряд потребностей «психогенного» порядка (Б. Б. Коссов, 1989; Г. Г. Наталов,1976; Ю.А. Шулика, 1996).
   К ним относятся потребности:
   – престижа;
   – социального статуса;
   – доминирования (власти);
   – общения, содружества, сотрудничества;
   – участия в познавательном процессе.
   Еще одно высказывание в пользу прекращения жесткого отбора в секции спортивной борьбы: «Основной путь поиска юных спортсменов – организация тренировки для возможно большего числа детей и подростков. Такие исходные теоретические предпосылки обуславливают новые уровни требований на первой ступени отбора, не ограничивающего прием в ДЮСШ детей со средними физическими возможностями» (А. А. Гужаловский, 1979).
   Следует остановиться на термине «отбор». Если в конце XX столетия основная часть спортивных секций находилась на бюджете государственных или общественных организаций, то этот термин имел значение в том смысле, что эти организации не хотели тратить средства на здоровье всех детей. Их интересовало развитие тех детей, которые могут обеспечить достижение высокого спортивного результата и тем прославить «человеколюбие» руководителя.
   Занятия на коммерческой основе государством не поощрялись, в результате чего детям, не успевшим проявить спортивные задатки, дорога к физической культуре была закрыта.
   В настоящее время таких организаций становится все меньше и работа с детьми и молодежью осуществляется на коммерческой основе. Может быть, это и лучше? Ведь так делается во всем мире. В Японии основная масса людей не мечтает о спортивных успехах, а занимается в свое удовольствие и для своей пользы физической культурой, в том числе и дзюдо. Для мотивации деятельности разработана система квалификационной оценки в виде Кю – комплекса требований к каждому прошедшему определенный цикл обучения.
   Дзюдо можно заниматься всю жизнь и к 60 годам получить красный пояс мастера, уже не имея возможности занимать какие-либо места в спортивных состязаниях.
   В соревнованиях участвуют только те, кто этого хочет, и на квалификационную оценку в традиционном дзюдо это никак не влияет. Чисто спортивная деятельность дзюдоиста – это совсем другой вид деятельности, квалификация в которой зависит от занятого места. В связи с вышеизложенным, в Японии не существует проблемы отбора. Таковой происходит сам по себе, и никто никого не унижает в этом ни для кого незаметном процессе.
   Нужен ли нам отбор в секцию, если родители платят за обучение их детей? Думается, что нет. Конечно, каждый тренер мечтает о подготовке чемпиона, поскольку его наличие опосредованно отражает квалификацию тренера. Однако часто бывает, что появление чемпиона – это просто случайное появление человека, обладающего абсолютными функциональными качествами (высокая энергетика, надежная сенсомоторика и психомоторика).
   Поэтому процесс подготовки в дзюдо должен быть ориентирован на всеобщее обучение, воспитание личности и физическое развитие. Появление чемпиона должно, конечно, вызывать радость коллектива, но с осознанием элемента случайности и без особых эмоций по поводу своей причастности. Важен сам процесс обучения и функциональных нагрузок как средства совершенствования организма.
   Чем более сложен технически и тактически вид избранного спорта, тем дольше будет «скрытый» период проявления необходимых специфических способностей. В циклических и скоростно-силовых видах преодолевающих упражнений с ограниченным техническим содержанием задатки и способности обнаруживаются уже на ранних этапах подготовки и даже при наборе.
   При работе с детьми каждый тренер, как бы он ни осознавал необходимость равного отношения к ученикам, будет обращать внимание на тех, кто лучше усваивает учебный материал. Однако надо всегда помнить, что в сложно-координационных видах спорта, да еще и с ситуативными условиями, ведущим критерием для оценки деятельности учащегося является не столько его текущие физические способности и даже не столько исходная координированность, ибо она имеет свои сензитивные периоды развития (Г. К. Федякина, 1998), сколько мотивация к занятиям данным родом деятельности и качество..
   Далее следует учитывать, что постепенное созревание сенсомоторных механизмов обуславливает поэтапное усложнение требований.
   Так вначале должно оцениваться качество усвоения техники приемов самозащиты и приемов борьбы при отсутствии сопротивления партнера. Благодаря этому обеспечивается формирование надежных координационных структур.
   Стремление к овладению техникой большого числа приемов не грозит рассредоточением внимания, поскольку многие из них имеют общую координационную структуру.
   Способность же продемонстрировать большое число приемов мотивирует к длительному занятию дзюдо.
   Поэтому организация зачетов на демонстрацию изученных приемов имеет большое значение для сохранения контингента учащихся.
   В этой связи целесообразно было бы на начальном этапе подготовки в дзюдо не перегружать неподготовленных детей психомоторными нагрузками, но стимулировать их к познавательной деятельности и своевременно ее поощрять.
   Наилучшим способом в данном случае является формальное присвоение технических категорий (табл. 18.2.1).
   Таблица 18.2.1
   Содержание квалификационных нормативов для присвоения технических «поясов» (Кю) в дзюдо

18.2.2. Увеличение числа спортивных разрядов

   Для того чтобы заинтересовывать детей, успешно борющихся на соревнованиях, к продолжению занятий борьбой, необходимо увеличить число спортивных разрядов.
   Если ребенок пришел в секцию спортивной борьбы в возрасте 10 лет, то с 11 лет он, как правило, уже выступает на соревнованиях и к окончанию 2-го года обучения может получить 2-й юношеский разряд. При средней соревновательной нагрузке, к концу 3-го года обучения, в возрасте 12 лет он может получить 1-й юношеский разряд. А что дальше? Дальше присвоение взрослых разрядов будет нарушением положений Единой спортивной классификации (1985) и нарушением положений спортивной медицины, что может повлечь за собой наказание тренера. Мы не говорим о том, к чему может привести выставление юношей на соревнования с взрослыми борцами, что и делается в возрасте 15–16 лет повсеместно. После этого мы удивляемся, почему подростки рано бросают спорт?
   Данные результатов опроса детей и подростков, бросивших секции спортивной борьбы, свидетельствуют о том, что, кроме таких причин, как тяжесть физических нагрузок или боязнь соревнований, значительная часть из них бросила секцию по причине большого перерыва между присвоением спортивного разряда.
   Естественно, что ребенок, не будучи мотивированным каким-либо поощрением, потеряет интерес к данному виду деятельности.
   Однако не следует данную информацию воспринимать как сигнал к форсированию соревновательных режимов, что у нас любят издавна и несмотря ни на что, прогрессирует.
   Так, в программах по видам спортивной борьбы (Борьба вольная, 1990; Классическая борьба, 1977) предусматривается участие в соревнованиях со 2-го года обучения и наличие 2-го юношеского разряда на 3-м году обучения. Очевидно, не желая оставаться на достигнутых контрольных нормативах, в программе по дзюдо (2003) предусматривается обязательное участие в соревнованиях детей первого года этапа начальной подготовки, в то время как они толком не усвоили учебный материал, если говорить о его надежности. Думается, что это просто досадная ошибка.
   С целью обеспечения длительной мотивации к спортивной деятельности целесообразно ввести дополнительные спортивные разряды, что уже с успехом внедрено (Ю.В. Болтиков, 2002) (табл. 18.2.2), но с изменением условий получения таковых.
   Детский разряд следует присваивать только за способность правильно решать тактические задачи в ответ на условные действия партнера, выполняющего команды преподавателя.
   Количество побед на получение спортивного разряда «Юный дзюдоист» должно набираться после прохождения трех лет этапа начальной подготовки с переходом на учебно-тренировочный этап, на котором начинает изучаться тактика использования техники приемов.
   Таблица 18.2.2 Таблица разрядных требований в спортивной борьбе

18.2.3. Установление взаимозависимости меЖду присвоением разрядов и категорий

   В секциях, как правило, встречаются борцы, тяготеющие только к образованию (изучению техники и тактики) и пытающиеся избегать участия в соревнованиях. С другой стороны, есть борцы, желающие только бороться и относящиеся несерьезно к отработке техники и тактики борьбы.
   Трудно сказать, кто из них перспективнее для тренера.
   В любом случае необходимо использовать такую систему квалификационной оценки деятельности, которая стимулировала бы одних к участию в соревнованиях, а других – к повседневной работе над техникой и тактикой.
   С этой целью можно использовать систему взаимной обусловленности присвоения спортивных разрядов и технических категорий (табл. 18.2.3).
   Таблица 18.2.3
   Принцип совмещения спортивных разрядных и технических нормативов

18.3. Соблюдение щадящих функциональных нагрузок

   Ранняя специализация в спорте и особенно в единоборствах выдвинула пока не решаемую проблему возрастной непосильности функциональных нагрузок. Единоборства – боевой вид, требующий высоких волевых качеств и высокой помехозащищенности эмоциональной сферы. Эти качества еще не успевают созреть в том возрасте, в котором сейчас берут детей в секции. Далеко не все дети без предварительной подготовки готовы заниматься единоборствами, хотя многие желают ими заниматься в связи с высокой социальной значимостью данных видов. Поэтому нужна длительная подготовка в щадящих режимах.
   В предыдущих главах описан официальный подход к вопросам организации различных видов спортивной подготовки. Однако время идет, общество получает новую информацию, зачастую диаметрально противоположную прошлым представлениям, но феномен консервативности общественных представлений продолжает тормозить развитие физической культуры, как фактора биологического и социального развития.
   В качестве примера можно привести ряд высказываний специалистов спорта о проблеме оптимизации спортивной подготовки, которые звучали еще в 50-х годах XX столетия:
   а) «Дети оказались объектом политики насильственного воспитания и обучения. Господствующая доктрина отечественной педагогики (имеющая хождение и за рубежом) – развивающее обучение. Возникнув на ниве школьного образования, она распространила свое действие на все этапы детства, включая пренатальный… Известны тенденции обучения детей плаванию в младенчестве до овладения навыками ходьбы. Если это не более чем курьезы, то попытки активизации двигательного развития детей в дошкольном возрасте при переносе на них основных приемов и принципов школьного физического воспитания – явление достаточно распространенное. Оправданность или ложность этих попыток зависит от выяснения вопроса, что первично – научение или созревание (Т. Байер). На многих примерах младенческого периода жизни он доказывает первичность фактора созревания. Стимулируя функцию, материальный субстрат которой еще не созрел, мы насильственно удерживаем её на достаточно высоком уровне. Однако при устранении воспитательного воздействия достигнутый эффект исчезает, функция возвращается к исходному уровню своей интенсивности, соответствующему возможностям материального субстрата. Силы детского организма оказались затраченными впустую, а их расход был избыточным из-за биологической неподготовленности организма воспринять и рационально реализовать тренировочное воздействие. Поэтому насильственная стимуляция развития неготовых органов и систем наносит ущерб растущему организму»…
   «Результатами насильственной политики воспитания и обучения в периоде детства могут явиться: преждевременное изнашивание органов иммунной защиты, ведущее к «омолаживанию» ряда заболеваний, активизации роста усиленно нагружаемых органов при задержке роста и развитии сопредельных, приводящих к явлениям дисгармоничной акселерации развития организма» (Б. А. Никитюк, 1994).
   б) Соматопсихическая целостность индивида и личности человека – живая система, элементы которой сбалансированы, связаны друг с другом не очень жесткими связями, что позволяет им претерпевать приспособительные изменения, однако лишь в определенных пределах. Адаптация к условиям природного и социального окружения достигается при экономии физических сил и энергетических затрат, синхронно и гармонично на разных уровнях соматопсихической целостности. При этом социальные механизмы адаптации приоритетны над биологическими. Требование экономизации рациональных адаптивных изменений выполняется при замедленном их протекании в условиях постепенного наращивания интенсивности внешнего воздействия» (В. А. Никитюк, В. В. Кузин, 1995).
   в) Спортивная борьба является одним из сложнейших видов, имеющим большой набор технических действий и большую степень неопределенности предстоящих действий. Наша страна богата одаренными людьми, что позволяет в ряде случаев добиваться больших спортивных достижений за счет природных качеств. Но достижение их требует полной отдачи сил на ковре. Намного легче и долговечнее был бы спортивный путь борцов, если бы они приобрели в юношеские годы навыки основ техники борьбы». (А. А. Колмановский, 1963).
   г) «Массированным использованием средств тренировки мы стремимся возместить их недостаточную направленность, что ведет к неоправданному разрастанию количественной стороны тренировки в ущерб ее качеству» (Л. П. Матвеев, 1969), противореча себе в других публикациях.
   д) «Увлечение многих тренеров общефизическими нагрузками не может быть оправдано, поскольку на соревнованиях, в конечном итоге, оцениваются не общефизические качества, а специфические действия» (А. Н. Ленц, 1972; Г. И. Торопин, 1984).
   е) «Посредственный уровень задатков и способностей не должен служить препятствием для зачисления в ДЮСШ. Ведь одаренность человека обнаруживается только через деятельность и по преимуществу в том виде деятельности, к которой он имеет задатки и способности» (Учение о тренировке, 1971).
   К сожалению, период, когда всеобъемлющим требованием в СССР была сдача норм комплекса ГТО (Готов к труду и обороне) прошел давно. Уже с 60-х годов началась необузданная гонка с США по всем военным, экономическим и социальным аспектам, могущим свидетельствовать о преимуществе социально-экономической системы.
   В ход пошел обман мирового общественного мнения. Необходимо было доказать преимущество нашего социально-экономического строя, показателем чего в особенности являлись спортивные достижения. Ранее доминировавшее требование к организации всеобъемлющего физкультурно-спортивного движения было заменено системой уменьшения расходов на массовый спорт и переливанием средств на спорт высших достижений.
   Мы пришли к «патовой» ситуации, когда есть чем «кормить» чемпионов, но неизвестно откуда они должны браться, в то время как известно, что массовый спорт является базисом высших спортивных достижений. Высшие спортивные достижения не должны быть самоцелью общества. Они должны только свидетельствовать о полном экономическом и социальном благополучии в стране. Спад наших результатов на мировой спортивной арене свидетельствует не только об уменьшении энергетически одаренных людей из бывших южных республик. Главной причиной этого является исчезновение массового спорта. Кроме этого, значительное разрушающее воздействие на результаты оказывает «детская болезнь левизны» в российском спорте (когда-то В. И. Ленин написал статью с подобным заголовком, в которой критиковалась тенденция российских большевиков получить результат любыми методами, но «сейчас и полностью»).
   Можно как-то оправдать тренеров наших традиционных единоборств (виды спортивной борьбы и бокс), но удивительно, что многие российские тренеры восточных единоборств, преклоняясь перед восточной системой, не выполняют ее основного принципа – щадящих режимов подготовки, безнаказанно бросают чужих детей с 6-летнего возраста на соревнования в режиме противоборства, разрушая их физическое здоровье и психику.
   Насмотревших фильмов о китайских ушу, где демонстрируются методы развития воли у монахов путем самоистязания, наши экзальтированные тренеры, не испытав этого на себе, переносят подобную «методику» не на своих детей (а некоторые и на своих, даже теряя их по этой причине), о пагубности чего уже говорилось выше.
   К великому сожалению, в нашей школе среди детей и так только 15 % здоровых. Зачем же калечить этих оставшихся непосильными нагрузками и ранним выставлением на поединки с жестким контактом?
   По данным результатов опроса детей, прошедших через раннее соревновательное единоборство, большая часть из них в спорт не возвращается, а по данным опроса учителей, эти (уже подростки) впоследствии склонны к приему различных транквилизаторов, поскольку их адаптивные физиологические и психологические системы оказались надломленными.
   Налицо абсолютная безграмотность родителей, позволяющих выпускать их ребенка на соревнования по единоборствам с 7 лет. Ими в данном случае движет чувство собственного достоинства за чемпионство своего чада. Инстинкт самовыражения работает против их ребенка.
   Тренер, имеющий физкультурное образование, не должен допускать такого положения и всеми способами удерживать амбициозных родителей от форсирования спортивных результатов.
   Только организация подготовки со скрупулезным соблюдением педагогических принципов обучения (постепенность, доступность и т. д.), уважение личности и здоровья каждого ученика позволят сохранить коллектив.
   А. Н. Бернштейн охарактеризовал принципы жизни «Великим конкурсом», однако следует добавить еще и слово «беспощадный».
   Действительно, все живое пытается не только выжить, но и оставить после себя потомство. Для обеспечения первой задачи надо найти пищу. В этом процессе даже растения вступают в жестокую конкуренцию, что же касается животных, то среди них конкуренция проявляется еще в более жестоких формах. Если хищники от природы для своего насыщения должны лишать жизни травоядных, то, как оказалось, внутривидовая конкуренция оказывается более жестокой.
   В программе каждого живого существа заложены глубинные инстинкты, которые обеспечивают индивидууму реализацию биологической программы развития и угасания.
   Например, в молодости наиболее ярко проявляется макроинстинкт борьбы за полового партнера. У мужчин это потребность в соперничестве, которая обеспечивается инстинктом агрессии самоутверждением, а у женщин это потребность в привлечении внимания, которая обеспечивается инстинктом самовыражения. Инстинкты эти глубинные (темные), и бороться против их проявления бессмысленно.
   Эти краткие биологические сведения приведены с той целью, чтобы аргументировать невозможность прямой борьбы с их проявлениями.
   Как говорится у А. С. Пушкина: «Проснулися неясные желанья.», которые субъект толком и объяснить-то не может, а действует спонтанно, на уровне логически неаргументированных эмоций.
   Легче, как уже говорилось ранее, не запретить, а направить избыточную адаптационную энергию в безопасное для общества русло. Таким путем является соревновательная деятельность, которая точно копирует законы внутривидовой конкуренции.
   Именно соревновательная деятельность, облаченная в правила соревнований, позволяет реализовывать (утолять) неосознанную потребность в силовом конфликте в цивилизованных рамках с исключением последующих «разборок».
   Ребенку свойственны в обнаженном виде биологические инстинкты, поскольку у них еще не созрело произвольное внимание и произвольное торможение. Каждый из них в значительной мере в своей учебно-познавательной деятельности ориентирован на результаты предстоящих соревнований. Причем эти соревнования должны проводиться достаточно часто и обязательно с аттестацией и награждениями.
   Однако в силу неотъемлемого для этого возраста высокого уровня неаргументированных притязаний (при низком уровне возможностей) дети болезненно реагируют на проигрыш и последние места. Именно эти факторы являются причиной массового отсева среди детей.
   Для снижения этого негативного фактора необходимо организовывать для них соревнования в виде демонстрации приемов борьбы на оценку так, как это проводится в соревнованиях по гимнастике. Причем целесообразно при этом делить детей на группы акселерантов и ретордантов, с тем чтобы у детей, задержавшихся в соматическом развитии, не формировалось негативное ощущение неполноценности.
   Постепенно условия соревнований усложняются, особенно их сенсомоторная и психомоторная составляющие.

18.4. Система щадящего стимулирования роста физических качеств детей

   Как уже говорилось выше, в настоящее время значительное число детей в связи с все ухудшающейся экологической обстановкой (воздух, вода, питание), с курением будущих матерей, пьянством родителей и отсутствием необходимой физической нагрузки, относятся к группе больных. По данным медицинских обследований, только 15 % детей 5—7-х классов можно считать практически здоровыми. Если учитывать еще и наличие в секции детей с различным уровнем соматической зрелости, то перед тренером, кроме проблемы доступной для всех технико-тактической подготовки, возникает сложная проблема организации щадящей, но результативной физической подготовки.
   Для того чтобы не ранить души детей, чтобы дать всем возможность не быть социально униженным (иначе дети уходят из секций), необходимо организовывать тестирование физических качеств в индивидуальном порядке.
   Всем детям объявляется перечень тестовых требований и сроки их сдачи. Каждый в течение трех месяцев может на любой тренировке пройти тестирование.
   Во время выполнения всей группой какого-либо группового задания делается объявление: «Кто желает сдать норматив по физической подготовленности?»
   После проведения индивидуального тестирования совместно с учащимся устанавливается ориентировочный срок следующего тестирования с прогнозом на определенное увеличение показателей.
   Сдача нормативов по физической подготовке не должна проводиться перед всем коллективом.
   И в заключение. Очень важно следить за соблюдением в группе взаимного уважения. Без окриков, за счет разъяснения этических норм пресекать любые попытки детей насмехаться друг над другом по любому поводу, тем более попытки насилия над более слабыми. Следует учитывать тот факт, что дети рождаются маленькими животными со всеми присущими животным инстинктами и становятся они людьми только за счет воспитания. В условиях ранней специализации эта роль воспитателя ложится на тренера.

18.5. Организационные принципы функционирования спортивной школы и квалификационной оценки деятельности

   Модная тема 50-х годов о необходимости предварительного отбора и последующей селекции борцов, вызванная тогдашней политикой, должна быть забыта.
   Нельзя осуществлять «отбор» в секции единоборств, поскольку в коллективе должно быть как можно больше спарринг-партнеров, и не обязательно все они должны быть чемпионами. Наоборот, в каждой секции должны быть чемпионы, спарринг-партнеры для чемпионов, судьи, болельщики. Только тогда это будет здоровый коллектив.
   При этом, ориентируясь на психологическую предрасположенность каждого учащегося к выполнению той или иной социальной функции, необходимо обеспечить оправдательную базу для тех ребят, которые по различным причинам не могут быть чемпионами, но должны гордиться тем, что они выполняют свою, нужную коллективу функцию.
   Дзюдо, так же, как и САМБО, рассчитано на использование техники против неподготовленного противника.
   Встреча с подготовленным противником усложняет проблему, превращая предполагаемую «расправу» в единоборство с равным, что никакого фейерверка бросков не предвещает. Этот факт снижает привлекательность соревнований и, соответственно, число желающих заниматься этим видом физической культуры. Могут сказать, что и не надо набирать таких «хлюпиков». Но ведь физическое воспитание предназначено для того, чтобы превращать «хлюпиков» в здоровых телом и душой людей, а не только эксплуатировать одаренных природой ребят для других, не всегда благих целей.
   Спорт, правила которого копируют условия военно-коммерческого конфликта (Ю. А. Воронин и др. 1964), будет всегда антагоничен массовой физической культуре. Это вечное диалектическое противоречие не может быть разрешено однозначно, но периодически обществу необходимо вносить коррективы в квалификационную систему спорта и оценку физкультурной деятельности, с тем чтобы обеспечить равную социальную значимость того и другого направления. Надо всегда помнить о том, что спорт (особенно высших достижений) при незначительном вкладе в общественное благополучие выполняет только функцию формирования национального (местничкового) достоинства, ласкает душу местных руководителей.
   Государству же необходимо продумать систему стимулов и оценки деятельности местных руководителей, которые бы стимулировали их к максимальному развитию физической культуры, массового (дворового, районного) спорта.
   В области боевых искусств и единоборств выходы могут быть разные и использоваться должны параллельно.
   Проблема заключается не только в единоборстве, якобы поедающем массовость боевых искусств. Ведь ушу-таолу – не единоборство, но фейерверк сложнейших гимнастических движений отпугивает людей, желающих заниматься им в силу сиюминутной неготовности. Так что спорт – это не только единоборство. Ведь сокращение численности гимнастов заключается в том, что состав упражнений, демонстрируемых в СМИ, отпугивает желавших заниматься гимнастикой, в то время как когда-то занимающихся в заводских секциях было несметное число. Раньше на городских соревнованиях по спортивной гимнастике присутствовало много народа при выступлении спортсменов 2-го разряда. Сейчас такие соревнования проводятся без приглашения посторонних. Гимнастика стала келейным спортом, предназначенным для подготовки спортсменов-профессионалов. Это гибель физической культуры.
   В стране должна возобладать система, благодаря которой народ шел бы на соревнования «нашего двора», чтобы в каждом дворе, районе были свои кумиры, чтобы каждый занимающийся физической культурой был почетным гражданином (как в характеристике члена НСДАП в фильме «Семнадцать мгновений весны»: спортсмен, занимается тем-то).
   Следовательно, необходимо агитировать массы таким способом, чтобы давать возможность представить процесс овладения данным видом физических упражнений посильным для каждого. Каждый должен участвовать в общественном производстве и попутно совершенствовать себя физически. Это должно быть почетным прежде всего, а не чемпионство при полном освобождении от производственного процесса.
   Еще очень важный организационный аспект, который должен быть официально от Госкомспорта РФ озвучен в средствах массовой информации и закреплен в официальной Всероссийской квалификационной спортивной классификации:
   Деление спортсменов на:
   • профессионалов-артистов;
   • профессионалов федерального масштаба (временно занимающихся только спортом высших достижений и имеющих соответствующую квалификацию);
   • профессионалов регионального масштаба (временно занимающихся только спортом высших достижений и имеющих соответствующую квалификацию);
   • спортсменов-любителей краевого (областного) масштаба, работающих (обучающихся) вне спортивной сферы и имеющих соответствующую квалификацию;
   • спортсменов-любителей местного (районного) масштаба, работающих (обучающихся) вне спортивной сферы и имеющих соответствующую квалификацию.
Категория: ДЗЮДО | Добавил: uchitel (17.08.2014)
Просмотров: 746 | Теги: спортивная борьба, физическая подготовка в дзюдо, японские единоборства, тактика в борьбе дзюдо, занятия дзюдо, Дзюдо, приемы нападения и защиты | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru