Рассматривая данный вопрос, следует дать краткую характеристику, во-первых, психологии физического воспитания и, во-вторых, психологии спорта.
1. Основная задача психологии физического
воспитания — помочь рациональному решению практических вопросов
общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на
основе анализа психологических сторон деятельности в физическом
воспитании.
В процессе физического воспитания ребенок
учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных,
мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него
развивается двигательная память, мышление, воля и способность к
саморегуляции психических состояний.
2. Психология спорта исследует
закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в
условиях тренировок и соревнований. В процессе занятий спортом человек
приобретает специальные качества, навыки, знания и умения. У него
развиваются и совершенствуются двигательная память, мышление, воля,
способности к саморегуляции, самоконтролю, самоанализу и самооценке.
Спорт — это особый, специфичный вид деятельности человека.
Данные характеристики, а также некоторые
частные особенности физического воспитания и спорта дают нам право
сформулировать отличительные и связующие черты психологии физического
воспитания и спорта.
А. Отличительные черты
1. Цель физического воспитания — развитие
и совершенствование необходимых и достаточных физических кондиций,
психофизиологического уровня функционального состояния организма каждого
человека, укрепление его здоровья.
Целью занятий спортом является достижение наивысших результатов в спортивной деятельности.
2. Физическое воспитание направлено в
основном на развитие с раннего детства психики человека (психические
процессы, психологические качества, способности и т. д.); при этом
решаемые задачи носят общий характер.
Спорт, как специфичный вид деятельности, в
основном решает проблемы специальной подготовки человека к достаточно
высоким психическим нагрузкам, при этом главной является узкая направленность задач.
3. Практически занятия по физическому
воспитанию обязательны и доступны всем людям. Без осуществления процесса
физического воспитания трудно представить себе гармонично развитого
человека, обладающего необходимыми физическими умениями, знаниями и
навыками для активной и продуктивной жизнедеятельности.
Спортивная деятельность обязательна не для каждого человека. Спортом занимаются увлеченные, «избранные» люди, которых называют спортсменами. Спортивная
деятельность достаточно трудоемка и требует от человека значительных
физических и психологических напряжений. Поэтому занятия спортом — это приоритет немногих.
4. Физическое воспитание — обязательная
учебная дисциплина для каждого из общеобразовательных учреждений
(детских садов, школ, специальных профессиональных учебных заведений,
вузов).
Спортивные организации — это добровольные
общественные группы, объединяющие определенный круг людей, увлеченных
едиными идеями, интересами и целями.
Б. Связующие черты
1. Структура деятельности, направленная на занятия физическими упражнениями, объединяет как физическое воспитание, так и спорт.
2. И в физическом воспитании, и в
спортивной деятельности целенаправленно осуществляются процессы развития
и совершенствования психологических качеств, умений и навыков
(саморегуляции, самоконтроля и т. п.), а также психологических процессов
(двигательной памяти, мышления, воображения, внимания и т. д.) и
свойств личности (характера, воли, способностей, личностных установок,
эмоций и мотивационной сферы).
3. Процессы воспитания моральных,
нравственных, этических и эстетических норм личности и поведения
человека в результате составляют единое целое.
4. Достаточно схожи межличностные
отношения членов спортивных групп и групп, работающих по программе
физического воспитания, в плане общения, лидерства и средств обмена информацией.
5. Как в физическом воспитании, так и в
спортивной деятельности связующей чертой являются схема построения
занятий и планирование дальнейшей деятельности, рассчитанное на
многолетний период. |