Как отмечалось ранее, основу регуляции
движений составляют двигательные, зрительные и слуховые ощущения,
которые порождают полимодальные восприятия.
Двигательные ощущения доставляют в мозг
информацию о ходе выполнения действий, о возникающих рассогласованиях
или о несоответствии движений условиям деятельности. Так в процесс
переработки включаются представления и механизмы мышления. Определенное
значение имеет и память. На основе проводимой психической деятельности в
действия, если нужно, вносятся коррективы.
Без специальной тренировки двигательные
ощущения имеют значительные отклонения от необходимой точности. Для
развития точных двигательных ощущений (мышечного чувства) требуется
многократное повторение движений. В процессе тренировки развивается
координированность действий и параллельно с этим формируются
двигательные ощущения (чувство амплитуды, длительности и интенсивности),
оптимальные для точного выполнения движений.
В каждом виде спорта отчетливость
двигательных ощущений развивается в определенном направлении.
Специализация зависит от своеобразия координационных характеристик
движений в технике физических упражнений, от особенностей
задействованных мышечно-двигательных систем, выполняющих ведущую роль в
двигательной деятельности.
Экспериментально показано, что
высококвалифицированные спортсмены, находящиеся в высокой спортивной
форме, способны выполнять движения с точностью амплитуды до 0,3 с, по
длительности — до 0,1 с, по интенсивности усилий — до 500 г, причем
главную роль в воспроизведении движений играет мышечное чувство.
Следовательно, для успешного
формирования у спортсменов так необходимых им двигательных ощущений,
особенно в период овладения техникой спортивных упражнений, тренеру
важно направлять мысли воспитанников на анализ возникающих ощущений как
при правильном, так и при ошибочном выполнении движений. |