Структура отечественной системы физического воспитания
представляет собой единство следующих основных компонентов.
Ц е л ь – важнейший
системообразующий фактор, без которого любая система (в том числе и система
физического воспитания) теряет смысл.
Ц е л ь ю отечественной системы физического
воспитания является содействие формированию основ
физической культуры личности, как
важнейшего условия укрепления здоровья людей, формирования разумного,
достойного облику современного человека,
образа жизни.
Задачи –
расшифровывают, разукрупняют цель, одновременно обеспечивая взаимосвязь между
элементами системы.
О с н о в н ы м
и з а д а ч а м и физического воспитания населения страны являются:
– обеспечение общего физкультурного образования на основе
освоения ценностей физической культуры (двигательных, интеллектуальных,
нравственных, этических, эстетических, технологических);
– физическое совершенствование и укрепление здоровья
как главное условие достижения высокого
уровня умственной и физической работоспособности, профессионализма в социально
значимых видах деятельности;
– индивидуально приемлемое развитие физического
потенциала, обеспечивающее достижение необходимого уровня развития физических качеств
и двигательных умений и навыков;
– формирование осознанной потребности в освоении
ценностей здоровья, физической культуры и спорта;
– валеологическое образование как важнейший на
современном этапе фактор формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) ;
– формирование теоретических и инструктивно-методических
знаний, умений и навыков, необходимых для физического самосовершенствования, и
умений приобщать к таким занятиям других.
О п р е д е л я ю
щ и е о с н о в ы представляют собой совокупность
нормативных актов и положений, создающих предпосылки и условия, обеспечивающие
решение основных задач и достижение цели.
Среди них выделяют:
социально-экономические, научно-методические, программно-нормативные, организационно-управленческие и правовые основы.
П р и н ц и п
ы определяют связь физического воспитания с другими
общественно значимыми явлениями жизни общества и влияние используемых средств
физического воспитания на формирование личности.
Действенность любой системы определяется прежде всего
характером лежащих в ее основе принципов, которые всегда должны твердо и
неукоснительно соблюдаться.
Основными
принципами отечественной системы физического воспитания
являются:
1. Принцип
оздоровительной направленности. Этот принцип предполагает: а) при выборе средств и методов физического
воспитания руководствоваться прежде всего их оздоровительной ценностью; б) соответствие физических нагрузок
возможностям занимающихся; в) осуществление систематического
врачебно-педагогического контроля.
2. Принцип
всестороннего гармонического развития личности. Данный принцип
предполагает: а) связь физического
воспитания с другими видами воспитания ( умственным, трудовым, нравственным и
т.п.); б) согласованное и соразмерное
развитие физических способностей, формирование разносторонних двигательных
умений и навыков и освоение специальных знаний.
3. Принцип связи
с практической общественно значимой деятельностью. Этот принцип
предполагает : а) нацеленность на первоочередное формирование
жизненно важных и ценных в прикладном отношении двигательных умений и навыков; б)
формирование способностей действовать полезно и эффективно в сложных
условиях трудовой или военной деятельности; в)
максимальное использование средств физической культуры для трудового и
патриотического воспитания.
О с н о в н ы
е н а п р а в л е н и я представляют собой главные пути и основные сферы практической
реализации задач, достижения цели,
функционирования основ и принципов, осуществление взаимосвязей всех
элементов системы. В отечественной системе физического воспитания в настоящее время
выделяют следующие основные направления.
1. Базовое
направление. Его основой является организуемый в учебных заведениях
всех уровней и типов учебно-воспитательный процесс по физической культуре. Главной задачей является приобщение к ценностям физической культуры,
укрепление здоровья и разностороннее физическое совершенствование. Это
направление является общеподготовительным и служит основой для остальных,
носящих специализированный характер.
2. Профессионально-прикладное
направление. Представляет собой физическое воспитание, осуществляемое с
учетом особенностей профессиональной деятельности индивида. Призвано
содействовать более успешному освоению профессии, профилактике профессиональных
заболеваний, повышению производительности труда и т.п.
3. Спортивное
направление. Физическое воспитание со спортивной направленностью
обеспечивает удовлетворение потребностей в занятиях избранным видом спорта. Основной целью занятий в рамках
данного направления является подготовка
к соревнованиям, участие в соревновательной
деятельности и достижение максимально высоких спортивных результатов. Подготовка к соревнованиям осуществляется в
процессе спортивной тренировки, которая является одной из наиболее действенных
и эффективных форм физического воспитания. Спортивная тренировка представляет
собой сложный многогранный процесс, включающий в себя различные виды подготовки: общую физическую, специальную
физическую, техническую, тактическую,
морально-волевую и
интегральную виды подготовки.
4. Лечебно–реабилитационное
направление. Содержательной основой данного направления являются
занятия физическими упражнениями, организуемые с целью восстановления
работоспособности после интенсивной трудовой или спортивной деятельности. В рамках этого направления осуществляется также
восстановление утраченных функций после производственных или спортивных травм и
перенесенных заболеваний на основе
использования средств лечебной физической культуры (ЛФК).
5. Массовое
оздоровительно -рекреативное направление. Предполагает использование средств физической культуры , в основном, в процессе
организации коллективных форм культурного досуга.
6. Преимущественно
бытовое физкультурно-гигиеническое направление. В его основе лежит
использование средств физической культуры для решения задач восстановления
работоспособности и укрепления здоровья в условиях домашнего быта.
|