Четверг, 28.03.2024, 13:54
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [40]
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [75]
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [59]
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [90]
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ » ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Основные положения, знание которых необходимо для эффективной организации самостоятельных тренировочных воздействий

В результате регулярных, правильно организованных занятий физическими упражнениями, повышаются физические возможности организма, осваиваются новые виды движений. Для того, чтобы самостоятельные  занятия принесли такой эффект,  необходимо иметь представление об основных положениях теории тренировки организма, знать  главные правила организации физкультурных занятий. Только овладев такими знаниями можно рассчитывать на успех самостоятельных занятий.

Прежде всего необходимо остановиться на узловых, принципиально важных вопросах.  По мнению профессора  В.К.Бальсевича,  к таковым следует отнести, прежде всего, следующие положения.

Главным механизмом, на основе которого достигается тренировочный эффект от воздействия физических упражнений, является  механизм  адаптации  (приспособления) к особенностям их воздействий.

А д а п т а ц и я   -  это способность организма  изменять своё состояние  в ответ на внешнее воздействие в соответствии с характерными особенностями этих воздействий.  Точное  изменение деятельности организма в соответствии с силой воздействия на него извне является замечательным свойством адаптации, позволяющим организму довольно легко  приспосабливаться к изменяющимся условиям жизнедеятельности.

Различают  два вида адаптации:  срочную  и  кумулятивную.

Примером  срочной адаптации  могут служить изменения, происходящие в организме в результате одноразовых воздействий физическими упражнениями. Например, повышение частоты сердечных сокращений (ЧСС), кровяного давления и т.п. под влиянием пробегания  определённого отрезка дистанции, или реакция организма на изменение температуры воздуха и т.п.

Кумулятивная адаптация  характеризуется такими приспособительными изменениями,  которые возникают под воздействие систематически повторяющихся внешних воздействий. Характерным примером такой адаптации является эффект закаливания или повышение тренированности  под воздействием регулярных тренировочных нагрузок.

Таким образом, процесс кумулятивной адаптации  является  биологической основой тренировочного эффекта. В результате такого эффекта  достигается  прогрессивное повышение возможностей организма,  который оказывается в состоянии выполнить значительно больший объем интенсивной нагрузки.  Такое становится возможным благодаря  своеобразному накладываю эффектов от отдельных упражнений и отдельных занятий друг на друга.  Именно поэтому после серии нагрузок, например,  силового характера,  человек становится сильнее, а после регулярного повторения длительных нагрузок - выносливее. Однако, положительный эффект может наблюдаться  не всегда. Для его достижения необходимо обязательное соблюдение ряда условий.

Первое условие  заключается в постоянном предъявлении организму новых повышенных требований.  При регулярном  повторении одних и тех же  по величине внешних воздействий (нагрузок), процесс активного приспособления  к ним, сопровождающийся повышением функциональных возможностей организма, продолжается только определённое время.  Затем данные параметры нагрузки становятся привычными (в результате полной адаптации к ним) и перестают быть активными раздражителями.  Для дальнейшего развития организма необходимо интенсифицировать занятия.  Существует два пути такой интенсификации:  а) повышение нагрузки от занятия к занятию;   б) изменение характера нагрузки.  Возможно и сочетание этих двух путей.

Следование по первому пути приводит преимущественно к количественным изменениям показателей двигательной функции (увеличение силы, выносливости, быстроты и др.). Использование второго пути  позволяет сознательно формировать преимущественно качественные показатели двигательной функции человека (разносторонность физического развития, овладение разнообразными двигательными навыками и др.)

Второе условие  состоит в том,  что процесс занятий должен носить регулярный характер, не прерываться на длительное время, а интервалы между отдельными занятиями должны быть оптимальными.  Без выполнения этого условия достижение кумулятивного развивающего эффекта  становится невозможным.

Ранее уже упоминалось об уникальнейшем свойстве  живого организма - способности к сверхвосстановлению после  воздействия физической нагрузкой.  В идеальном варианте для достижения максимального тренировочного эффекта необходимо, чтобы очередная порция  нагрузки (очередное занятие)  пришлось на фазу сверхвосстановления.  В этот момент организм обладает значительно большими возможностями, чем те, которые у него были ранее. Это позволяет предъявить ему более  значительные нагрузки и ожидать ещё большего эффекта сверхвосстановления.  Если же в этот момент очередного воздействия нагрузкой не происходит, то через некоторое время функции организма  приходят в исходное состояние, эффект от предыдущего занятия утрачивается и приходится начинать всё сначала.  Этим и объясняется очень значительный и  ничем невосполнимый вред  больших перерывов между смежными занятиями.

Время наступления фазы сверх восстановления  зависит от многих факторов :  общего объёма, интенсивности, характера нагрузок, уровня подготовленности занимающегося, текущего состояния организма и др. Поэтому дать рекомендации, пригодные на все случаи жизни невозможно. В самом общем виде можно только рекомендовать начинающим  заниматься не менее 3-х раз в неделю с одинаковыми интервалами между занятиями.  Более точное определение времени наступления фазы сверх восстановления становится возможным  только в результате кропотливой деятельности, направленной на более полное познание особенностей и возможностей собственного организма, умения тонко чувствовать и управлять его состоянием.

 

Третье условие  предполагает строгое соответствие  нагрузок текущему  состоянию и индивидуальным возможностям организма занимающегося.

Недостаточные по величине нагрузки бесполезны. Нагрузки, превышающие возможности занимающегося, могут оказать повреждающее воздействие на организм.  Это становится  особенно опасным, когда речь идёт  о растущем организме,  у которого многие органы и функции ещё не до конца сформированы.  В связи с этим обстоятельством необходимо так подбирать нагрузки, чтобы их содержание, характер, величина, направленность вызывали существенное  напряжение всех органов и функциональных систем, но в то же время,  не были бы непосильными, соответствовали текущему состоянию организма.

Четвёртое условие  связано с необходимостью учёта  наиболее благоприятных ("сенситивных”)  возрастных периодов для развития тех или иных двигательных способностей. Дело в том, что в растущем организме различные органы и функциональные системы развиваются неравномерно и не одновременно  (гетерохронно). В связи с этим и наилучшая готовность организма к выполнению нагрузок различного характера наступает в разные сроки.  Учёные определили, что наибольший эффект от занятий,  направленных  на развитие физических качеств, следует ожидать тогда, когда эти воздействия совпадают по времени с наиболее благоприятным периодом естественного хода развития того или иного физического качества. Однако, это не значит, что в другие периоды совсем не надо уделять внимания их развитию.  Здесь уместно вспомнить афоризм: "Работа формирует орган”. Воздействуя специфической нагрузкой на ещё не совершенную функцию, мы тем самым,  способствуем её более эффективному развитию. Однако, подобное воздействие, как правило,  бывает очень умеренным и осторожным, а результат не очень значительным.
Категория: ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ | Добавил: uchitel (27.09.2013)
Просмотров: 790 | Теги: методика преподавания физкультуры, инструктивно-методические знания по, теоретические знания по физкультуре, подготовка к экзамену по физкультур | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru