Педагогический контроль за физическим воспитанием учащихся включает
две взаимосвязанные части: за учебным процессом и внеклассной работой.
Он должен удовлетворять следующим требованиям: 1) быть индивидуальным;
2) проводиться систематически на всех этапах обучения; 3) обеспечивать
обучающую, воспитывающую и развивающую направленность занятий;
4) охватывать все разделы школьной программы; 5) быть объективным;
6) давать возможность дифференцированной оценки каждого ученика.
Видами педагогического контроля уроков и внеклассных занятий
являются предварительный, текущий, периодический и итоговый.
В начале учебного года и перед началом прохождения каждого нового раздела программы осуществляется предварительныйконтроль.
С помощью двигательных тестов и контрольных испытаний физической и
технической подготовленности он позволяет оценить готовность учащихся к
обучению и необходимый для этого уровень развития двигательных
способностей. Естественно, что для начинающего учителя или
преподавателя, пришедшего в новый класс, и для опытного педагога, хорошо
знающего учеников, содержание и длительность такого контроля имеют
отличия. В первом случае учителю необходимо использовать большее число
проверочных испытаний, чтобы лучше узнать двигательные возможности и
умения учеников; во втором случае достаточно небольшой проверки и
наблюдения.
Текущий контроль рекомендуется осуществлять на каждом
уроке. Он служит учителю информацией о степени усвояемости учениками
соответствующих знаний, умений и навыков.
Контроль, который осуществляет учитель после завершения
определённого раздела программы и в конце каждой четверти, называется периодическим.
Он позволяет и учителю, и ученику увидеть сдвиги, произошедшие за
конкретный период (например, за четверть) в физической, технической и
тактической подготовленности.
Наконец, итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года, а также после окончания курса обучения соответствующей ступени школы.
Качественное решение задач педагогического контроля возможно в
том случае, если учитель обладает соответствующей подготовкой. Такая
подготовка включает прежде всего знания и умения анализировать
содержание и структуру уроков физической культуры в соответствии с
общепедагогическими критериями. Кроме этого, в физическом воспитании
особое значение имеет оценка урока по показателям общей и моторной
плотности и его анализ на основании метода пульсометрии.
Под общей плотностью понимается отношение полезно
затраченного времени (сюда входят объяснение, показ, построения и
перестроения, выполнение упражнений, устранение ошибок) ко всему времени
урока, выраженное в процентах. При правильной организации и проведении
общая плотность урока должна приближаться к 100%.
Моторная плотность — это отношение времени,
затраченного на двигательную деятельность, ко времени урока. Моторная
плотность меняется в зависимости от типа урока, возраста и
подготовленности учащихся. Однако на тех уроках, на которых решаются
задачи совершенствования техники движений и развития физических
способностей, моторная плотность должна приближаться к 70–80%. К таким
показателям должны стремиться учителя, работающие со старшеклассниками.
Когда же на уроке учащиеся знакомятся с новым материалом, моторная
плотность может быть около 50%.
На основании метода пульсометрии учитель определяет
соответствие физических нагрузок возможностям старшеклассников. Данный
метод основан на подсчёте частоты сердечных сокращений (ЧСС) у учащихся
в период занятий. Графическое изображение ЧСС до, во время и после
урока до полного восстановления (исходного уровня) ученика называется физиологической кривой урока.
Анализ такой кривой даёт информацию о правильном чередовании учителем
различных по трудности и интенсивности физических упражнений, их
переносимости учениками. Важно, чтобы ЧСС была наибольшей в середине
или во второй половине основной части урока и приближалась к исходной в
конце занятия.
Для оценки физической подготовленности два раза в году (во
второй половине сентября и в мае) рекомендуется проводить тестирование.
Комплексов тестов для оценки уровня общей физической подготовленности
существует довольно много. Однако независимо от этого к ним
предъявляются два основных требования: тесты, входящие в комплекс,
должны быть простые, добротные и не занимать много времени в
проведении. Для X–XI классов в Комплексную программу физического
воспитания учащихся включено шесть контрольных испытаний, для которых
указаны также уровни (низкий, средний, высокий) физической
подготовленности. Этот комплекс рекомендуется использовать начиная с I
класса.
По результатам тестирования учитель определяет ведущие и
отстающие двигательные качества ученика. На основании единичных оценок
за уровень развития конкретных физических качеств можно вывести общую
оценку физической подготовленности ученика, класса и даже
общеобразовательного учреждения. В этом случае высокий уровень,
показанный учеником, оценивают, например, в 5 баллов; выше среднего — в
4 балла; средний — в 3 балла; ниже среднего — в 2 балла; низкий — в
1 балл. Итак, максимальная сумма баллов за выполнение шести тестов
данной батареи 30, минимальное — 6. Колебания от 6 до 30 баллов
свидетельствуют об изменении физической подготовленности ученика, класса
или общеобразовательного учреждения в процессе определённого периода
времени, например одного или нескольких лет занятий. Изложенный подход
даёт объективную информацию учителю о том, насколько эффективно решает
он задачи повышения физической подготовки.
Вместе с тем хотелось бы напомнить, что высокий исходный
уровень физической подготовленности не ведёт автоматически к отличной
оценке по физической культуре. Это только один из слагаемых
успеваемости ученика. Причём для конкретного ученика важнее
соревноваться не столько с усреднёнными нормами и нормативами, сколько с
самим собой. Поэтому более важными критериями в этом плане являются
реальные темпы продвижения в развитии конкретных двигательных
способностей за установленное учителем и учеником время. Эти
индивидуальные показатели прироста не должны быть лёгкими, но в то же
время они должны быть реально выполнимыми. За их достижение ученик
заслуживает высокой оценки.
Контроль за внеклассной работой, осуществляемый администрацией
общеобразовательного учреждения или специальными инспекторами, включает
наличие и заполнение необходимых в таком случае документов: плана
работы совета коллектива физической культуры общеобразовательного
учреждения; плана работы и расписания занятий спортивных кружков и
секций; календаря спортивно-массовых мероприятий с графой отметки о
выполнении; журнала учёта работы коллектива физической культуры,
секций, кружков, групп ОФП.
Главными критериями оценки внеклассной работы являются:
1) охват учащихся организованными занятиями в кружках и спортивных секциях, группах ОФП;
2) проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;
3) проведение массовых соревнований, физкультурных праздников и т. д.
Практика показывает целесообразность проведения итогового
контроля — ежегодного отчёта учителей общеобразовательного учреждения в
конце мая перед администрацией о работе за год. Это не только
дисциплинирует, но и обязывает учителей к систематическому
самоконтролю. Результаты контроля за физическим воспитанием следует
обсуждать на совещаниях, педагогических советах, родительских
собраниях. |